Энциклопедия. Всемирная литература.

Часть первая. От зарождения словесности до Гёте и Шиллера.

Электронная библиотека Сафоновского Колледжа Информационных Технологий . Методическое пособие

Усвоение греческой литературы в Риме начинается в эпоху 1-й и 2-й Пунических войн (264—241 и 218— 201 гг. до н. э.). Рим пережил тогда невиданные прежде и кризисы, и успехи и в итоге стал сильнейшей державой Средиземноморья (см. статью «Древний Рим» в томе «Всемирная история» «Энциклопедии для детей»). Римская знать быстро перенимала образ жизни эллинистической аристократии с его роскошью и утончённостью. В число новых занятий и развлечений, наряду с гастрономией, парфюмерией, коллекционированием произведений искусства, входили образование и литература. Римские аристократы теперь дают своим детям греческое образование, а вместе с ним — и латинское по греческому образцу. Занятия в греческих школах строились на чтении поэм Гомера — и Ливии Андроник (III в. до н. э.), грек, живущий в Риме, переводит на латынь «Одиссею» Гомера. Это был первый поэтический текст на латыни и одновременно первый в Европе поэтический перевод.

Греческую культуру римская знать перенимала не только для себя, но и для развлечения народа, для пользы государства и его богов. В эпоху огромных перемен благодарить или молить о чём-либо богов нужно было новыми способами — и вот на играх после победы в 1-й Пунической войне римляне впервые вводят театральное представление. Трагедию пишет тот же Ливии Андроник. Он же во время 2-й Пунической войны сочиняет гимн Юноне для девичьего хора. Первые опыты римского эпоса — «Одиссея» Андроника и «Пуническая война» Гнея Невия (умер после 204 г. до н. э.) — написаны сатурно-вым стихом. Это исконный латинский размер, о принципах которого учёные до сих пор спорят. Он устанавливал определённую преемственность между нововведённой греческой поэзией и традиционными римскими текстами. Но уже Энний (239—169 до н. э.) ввёл в римскую поэзию гекзаметр и от местной традиции сознательно отстранился: назвал свой эпос «Анналы» не латинским словом carmen, а греческим — «поэма» и объявил себя почитателем не римских камен, а настоящих греческих муз, не «пророком», а поэтом. В то время литература для римлян ещё не стала чисто книжным, «кабинетным» занятием, а почитание муз не превратилось в чистую условность: покровитель Энния полководец Фульвий Нобилиор устроил в Риме святилище муз, а сам Энний писал, что в него переселилась душа Гомера.

Энний. Римская мозаика.

Школа. Рельеф надгробного памятника. Конец II в. до н. э.

Император Август. I в. до н. э.

У эллинизации в Риме были и противники. Наиболее яркий и авторитетный из них — Катон Старший (234—149 до н. э.), оратор и историк Греческое влияние он считал вредным для традиционных римских нравов и, защищая их простоту и суровость, отстаивал римские ценности. Его позиция не помешала эллинизации, но во многом сформировала римское самосознание и сыграла важную роль через полтора века — во время правления императора Августа, пытавшегося возродить «древние нравы».

На протяжении III и II вв. до н. э. поэзия, как и другие перенесённые в Рим полезные и развлекательные эллинистические занятия, — дело специалистов, часто приезжих. Их задача — воспевать богов и знать, развлекать народ и аристократию. Такие специалисты нередко владели самыми разными жанрами. Например, Энний — автор эпоса — писал и трагедии, комедии, дидактические поэмы, сатиры. Тем не менее римская литература ещё не существовала как самостоятельное целое, как система взаимосвязанных жанров. Фактически, она была частью эллинистической литературы, только сочинялась не на греческом, а на латинском языке.

Круг ценителей, которые могут бескорыстно наслаждаться литературой, появляется лишь в конце II в. до н. э. Вместе с ростом образованности в высших слоях возникает интерес к обсуждению литературных тем. Тогда же приживается ещё одно эллинистическое развлечение — толкование литературных произведений. Луцилий — первый римский аристократ, целиком посвятивший себя литературе; он обратился к поэзии как к средству, которое можно использовать и для споров по самым разным вопросам, и для личных нападок, и для рассказа о себе.

В эпоху поздней республики поэзия превращается и в более важное, и в более достойное занятие. На это время приходится творчество Катулла и Лукреция. Специалисты, знатоки литературы — и греческие, и римские, — становятся помощниками знатных дилетантов. С самого начала римские литераторы ориентировались на эллинистическую литературу — но теперь на первый план в качестве образца выходит не массовая (эпос, драма), а «учёная», т. е. для немногих, поэзия.

Золотой век римской литературы — эпоха Августа; в истории литературы так принято называть не время правления первого римского императора (31 г. до н. э. — 14 г. н. э.), а период от смерти Цицерона (43 г. до н. э.) до смерти Овидия (17 или 18 г. н. э.). Главным опытом Вергилия, Горация и других писателей этого поколения были ужасы гражданских войн, после которых восстановление мира при Августе казалось настоящим чудом. Была восстановлена и республика, но лишь как прикрытие для единоличного правления императора. Именно поэзия лучше всего смогла рассказать и о чудесном спасении римлян, и об установившемся в стране неофициальном единовластии.

Трагический актёр после выступления. Помпейская фреска.

В эпоху Августа римская литература превращается в целостную систему, сознательно построенную по аналогии с греческой. Вергилий пишет сокращённый аналог «Одиссеи» и «Илиады» — «Энеиду», которая по замыслу автора должна занять в римской культуре такое же место, как гомеровские поэмы — в греческой. Тит Ливии и Гораций создают то, что должно было стать и стало классикой римской историографии и лирики. Классиком ораторского искусства признаётся недавно умерший Цицерон. Римская литература обретает наконец — сохраняя все связи с классической и современной греческой словесностью — самостоятельность. Эпоха Августа для следующих поколений римских писателей служит точкой отсчёта — «августовским» классикам подражают, их пародируют, от них отталкиваются, через их голову возвращаются к более ранним авторам. После победы христианства (с 313 г. эту религию в Риме официально разрешают, а с 380 г. её признают единственной государственной религией) и гибели империи римская литература стала главной хранительницей всей античной культуры в Европе. Латынь была общим языком средневековой и ренессансной Европы. Написанные на латыни классические тексты (в первую очередь Вергилия) составляли основу школьного обучения.

назад
в начало  1  2   главная
далее

Hosted by uCoz