Энциклопедия. Всемирная литература.

Часть первая. От зарождения словесности до Гёте и Шиллера.

Электронная библиотека Сафоновского Колледжа Информационных Технологий . Методическое пособие

ПЕТРОНИЙ
(? -66 н. э.)

Роман римского писателя Гая Петрония Арбитра «Сатуры» (или «Сатирикон») принадлежит к числу самых загадочных памятников античной литературы. Нет прямых свидетельств того, что автором этого произведения был именно он. Лишь на основании косвенных данных учёные отождествляют автора с тем Петронием, о котором пишет в своих «Анналах» римский историк Тацит.

Занимая государственные посты, Петроний, по отзывам Тацита, «выказал себя достаточно деятельным и способным справляться с возложенными на него поручениями», но, оставив государственную службу, «был принят в тесный круг наиболее доверенных приближённых Нерона и сделался в нём законодателем изящного вкуса, так что Нерон стал считать приятным и исполненным пленительной роскоши только то, что одобрено Петронием».

В 66 г. Петроний был обвинён в заговоре и, не дожидаясь приговора, покончил жизнь самоубийством, проведя свои последние часы на пиру, среди друзей, в обстановке привычной роскоши. В составленном перед смертью завещании он заклеймил все распутства и преступления императора.

Картина нравов, изображённых в романе, вполне соответствует эпохе императорского Рима I в. «Сатирикон» (греч. «сатирикон» — родительный падеж из словосочетания «книги сатир») — так обычно называют роман, дошедший до наших дней не полностью, а лишь в отрывках. Достоверно восстановить его сюжетную схему невозможно, поэтому нельзя точно определить, каково соотношение сохранившегося текста и всего романа. Одни учёные полагают, что уцелела треть произведения, другие считают, что до нас дошла только десятая его часть.

«Сатирикон» — первый известный образец римского романа, и нет сведений ни о его предшественниках, ни о продолжении традиции. Главная тема — похождения мелких авантюристов и сатира на нравы разбогатевших вольноотпущенников. Повествование в основном прозаическое, но со значительными стихотворными вставками.

Главные герои «Сатирикона» — искатели приключений Энколпий (от лица которого ведётся рассказ) и его юный спутник Гитон. Энколпий, в прошлом член культурного общества, превратился в преступника и бродягу. Он ограбил виллу, храм, стал гладиатором. Как Одиссея преследовал гнев Посейдона, так и Энколпия преследует гнев божества, но только более низменного, — бога сладострастия Приапа. Он скитается по разным городам Италии, живёт подачками богатых людей, которые приглашают его на обеды и ужины для развлечения. Герои попадают во всевозможные переделки, оказываются то в притоне, то на корабле, то в картинной галерее, встречаются с искателями наследства и ворами, рабами и бродягами, матронами, ищущими любовных приключений, и опустившимися риторами. Но и на самом дне общества они ведут споры о судьбах литературы и искусства.

Наиболее интересный эпизод романа — это сцена, где персонажи попадают на пир к Тримальхиону. Богатый хозяин дома — бывший раб (имя его означает «втройне отвратительный») — выглядит не таким отталкивающим, как многие другие персонажи. Неумеренная роскошь в его доме говорит об отсутствии вкуса и невежестве, но Петроний показывает и добродушие Тримальхиона, его гостеприимство и щедрость. Иными словами, этот персонаж не столько отвратителен, сколько смешон.

Интересно, что одним из средств характеристики как самого Тримальхиона, так и его гостей впервые в литературе становится язык. Сочные народные словечки, поговорки и прибаутки, отклонения от грамматических норм делают «Сатирикон» ценнейшим памятником «народной латыни» — живой разговорной («вульгарной») речи, послужившей главной основой романских языков.

В романе виден исключительный интерес к литературе, особенно к поэтическому творчеству. Мифологические сюжеты, далёкие от современной жизни, которыми изобилуют поэмы бездарных поэтов, — это свидетельство упадка литературы, полагает автор «Сатирикона». Возможно, что, изображая такого рода сочинителей, Петроний пародирует императора Нерона, мнившего себя великим поэтом.

В. Клемке. Иллюстрации к книге Петрония «Сатирикон».

Петроний называл свой роман «новым по откровенной непосредственности», однако нельзя забывать и об элементах пародии и сатиры в нём. Идеальные образы влюблённых в греческом романе, их странствия, разлука, скитания, преследование каким-то божеством или влиятельным смертным — надо всем этим откровенно смеётся автор «Сатирикона». Так что можно говорить о литературной полемике в романе. Продажные суды; бессильные перед властью денег законы; люди, потерявшие веру в подлинные ценности, — вот что видит Петроний в реальной жизни. Такое общество, безусловно, само является пародией на нормальное общество и заслуживает даже не протеста, а лишь скептически-презрительного отношения. Сатирико-бытовой приключенческий роман XVI—XVIII вв. многим обязан Петронию. Его отголоски можно услышать у английского романиста Генри Филдинга («История Тома Джонса»), у французского писателя Алена Рене Лесажа («Жиль Блаз»). Многие авторы европейского плутовского романа в своём творчестве ориентировались именно на «Сатирикон». Занимала людей Нового времени и судьба самого Петрония. Его образ встречается в незаконченной «Повести из римской жизни» А С. Пушкина, а также в романе польского писателя Генрика Сенке-вича «Камо грядеши?».

назад
в начало    главная
далее

Hosted by uCoz