Энциклопедия. Всемирная литература.

Часть первая. От зарождения словесности до Гёте и Шиллера.

Электронная библиотека Сафоновского Колледжа Информационных Технологий . Методическое пособие

КАК ПОЯВИЛОСЬ СЛОВЕСНОЕ ИСКУССТВО

ОТ МИФА К ЭПОСУ

Героический эпос — это предания (чаще стихотворные) о героях-богатырях: поэмы Гомера, индийские «Махабхарата» и «Рамаяна», финская «Калевала», сказания о нартах у народов Кавказа, русские былины и др. Эпос тесно связан с мифологией. Главный источник эпоса — мифы о культурных героях-первопредках. Действие древнейших эпосов тоже обычно отодвинуто, выделено в особую эпоху, не соотносимую с историей. Эпические богатыри (от Гильгамеша до Ильи Муромца), как и культурные герои, борются с чудовищами. Только позднее, как в русских былинах или во французской «Песни о Роланде», героические деяния включаются в историю, а чудовища превращаются во врагов-иноплеменников.

В тех сказаниях, которые сохранили больше древних черт (например, в якутском или ирландском эпосе), герой побеждает врагов благодаря не только силе и отваге, но и своим I, магическим, шаманским способностям — это тоже сближает его с мифологическими персонажами. Подобно мифу, эпос не воспринимается как вымысел: для слушателей он был рассказом о подлинных событиях. Наконец, богатыри рассматриваются и как предки в самом прямом значении: греки считали себя потомками ахейцев, осетины — нартов и т. д.

Но эпос — даже очень древний — всё же отличен от мифа. Он говорит не о начале мира, а о начале народа; и в богатырских деяниях главное — не последствия этих деяний для мира, а сам подвиг. Шаманские, магические способности героя постепенно переходят к его противникам (например, к Соловью-разбойнику в русских былинах или Змею Тугарину). В классическом эпосе (греческом или германском) герой — не шаман, а воин, и движет им воинская честь.

К моменту появления письменности словесное искусство прошло длинный и сложный путь. Оно накопило запас сюжетов, ритмов и речевых оборотов, отмеченных особой выразительностью. Человек приучился следить не только за тем, что сказано, но и за тем, как сказано. И уже тогда обнаружилось замечательное свойство искусства: в нём ничто не исчезает бесследно. Миф передал многие свои особенности эпосу и сказке. Сказка, утрачивая элемент чудесного, превратилась в новеллу, из эпоса произошёл рыцарский роман... Так черты древней словесности передавались от жанра к жанру, дожив и до наших дней.

ТОТЕМ

Обычное толкование слова «тотем» — «священное животное». Это, однако, не совсем точно. Тотем — животное (реже растение или явление природы), которое первобытный человек ощущал как нечто тождественное себе. Человек из рода Волка в некотором смысле был волком — и рассказывал мифы о своих предках, которые были людьми и волками одновременно. Вокруг животных-тотемов существовало множество обрядов. У ряда племён на них нельзя было охотиться, а если на них всё же охотились (часто только в магических целях), то выполнялись специальные ритуалы, которые должны были вымолить прошение племени и обеспечить возрождение священного животного.

Звериный или полуживотный облик языческих богов (бог-ягуар у индейцев Центральной Америки, бык-Апис, Гор с головой сокола и Сет с головой осла у египтян, «волоокая» Гера и «совоокая» Афина у греков), говорящие животные сказок — следы коренящегося в глубокой древности почитания тотемов.

назад
в начало
  1  2  3  главная
далее

Hosted by uCoz