Энциклопедия. Всемирная литература.

Часть первая. От зарождения словесности до Гёте и Шиллера.

Электронная библиотека Сафоновского Колледжа Информационных Технологий . Методическое пособие

ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Литература Древнего Египта (наряду с шумерской) — древнейшая в мире. В ней всё происходит впервые: рождаются художественная проза и стих, появляются сюжеты, темы и образы, которые, переходя от народа к народу, дойдут и до нашего времени. Египетская проза возникла из надписей на гробницах вельмож, например таких: «Я давал хлеб голодному и одеяние нагому... Я никогда не говорил ни о ком плохого власть имущему, ибо я хотел, чтобы хорошо мне было у Бога великого... Я хоронил не имевшего сына своего. Я делал лодку не имевшему лодки. Я почитал отца моего и был нежен к матери моей...». Похожие фразы — своего рода наставления, как следует держать себя в загробном мире, — встречаются и в «Книге мёртвых» (её египтяне клали в гробницы). Одна из глав этой книги описывает суд Осириса над умершим, где «подсудимый» произносит:

В надписях к таким самовосхвалениям и самооправданиям добавлялись упоминания о деяниях усопшего. Постепенно из этих кратких рассказов развились более подробные повествования. Некоторые были столь увлекательны, что их стали читать и переписывать, а затем подражать им — писать истории, которые уже не были надгробными надписями, но строились так же.

Наиболее знаменитая из подобных историй — «Рассказ Синухё» (XXI—XVII вв. до н. э.). Как и в надгробных надписях, его герой повествует о себе сам. Когда пришло известие о смерти фараона, он сопровождал царевича в военном походе. Наследник уехал в столицу, а Синухе из подслушанного разговора узнал о заговоре против царевича. В панике Синухе бежал в пустыню: «...задыхался я, горло моё пылало, и я подумал: „Это вкус смерти"». Его принял к себе один из азиатских народов. Позднее он сблизился с князем из Палестины и женился на его дочери.

Суд Осириса. «Книга мёртвых». XIII—XI вв. до н. э.

Футляр для папируса. Около 1000 г. до н. э.

Бальзамирование покойника. «Книга мёртвых». XIII—XI вв. до н. э.

С годами Синухе начал тосковать по родине, погребение на чужбине страшило его. Фараон, которого он покинул в трудную минуту, прислал ему дары и письмо, где уверял, что не держит на него зла. Синухе возвратился в Египет, трепеща, явился к фараону и был встречен приветливо, хотя и с насмешкой: «Смотри, вот пришёл Синухе, он как азиат, он превратился в кочевника». Заканчивается повесть описанием милостей, которыми царь осыпал Синухе. Приключения героя захватывающи, но не фантастичны: он живёт в мире, хорошо знакомом первым читателям произведения. Совсем об ином мире рассказывают египетские сказки. В «Сказке о двух братьях» сердце человека прячут на вершине дерева, и он умирает, когда дерево срубают. В «Сказке о потерпевшем кораблекрушение» человек на необитаемом острове разговаривает с гигантским змеем. В «Сказках сыновей фараона Хуфу» (или в «Сказках папируса Весткар») заклинание оживляет вылепленную из воска фигурку крокодила. По-видимому, эти сказки созданы на основе народной словесности Египта и сохраняют её причудливые сюжеты. Вот отрывок из сказки «Обречённый царевич»: «Крокодил схватил его (царевича. — Прим. ред.) на том самом месте, где имел пребывание водяной дух. Крокодил сказал ему: „Я твоя судьба, преследующая тебя. Вот уже полных три месяца, как я сражаюсь с водяным духом..."».

 

Золотая - здесь богиня любви Хатор.
Некрополь (от греч. «некрос» - «мёртвый» и «полис» — «город») — могильник, комплекс погребений, обособленный от поселений.

назад
в начало  1  2  3  главная
далее

Визитная карточка

Дополнительные очерки
Похвала фараону
Забвение и память
Хвала Энлилю
Инанна в "Стране без возврата"
"Ассаргадон"
Как Мардук творит мир
На дощечке, шёлке, бумаге
Как звучат китайские стихи
Притча о силе и слабости
Сыма Цянь описывает жизньЧжуань-цзы
Как появились варны
"И вот из огня явился мир жизни"
Как боги обманули асуров
Мудрые... поистине во всём сдержаны"
"Скорбь Агурамазды"
Йима
Состав Ветхого Завета
Иосиф Прекрасный
Завет и Законы
Септуагина

 

Hosted by uCoz