Энциклопедия. Всемирная литература.

Часть первая. От зарождения словесности до Гёте и Шиллера.

Электронная библиотека Сафоновского Колледжа Информационных Технологий . Методическое пособие

И Тибулл, и Проперций часто говорят о том, что их приобретённый страданиями опыт может пригодиться другим влюблённым. Эту поучительную сторону элегии Овидий развивает в отдельный жанр в поэме «Наука любви», созданной в начале I в. Поэма состоит из трёх книг: первая учит, как завоевать женщину, вторая — как удержать, третья обращена к самим женщинам. К «Науке любви» примыкают поэмы «Лекарство от любви» и «Притирания для лица». Развивая тематику любовной элегии, все три дидактические поэмы отрицают и высмеивают её основную идею — любовь сильнее человека («любовное рабство»). Овидий учит не только выбирать предмет любви, но и избавляться от любовного чувства. Элегики осуждали косметику как символ фальши — Овидий учит пользоваться ею. Серьёзности официальных идей элегики противопоставляли серьёзность своей страсти или мечты — Овидий говорит о любви как о невинном развлечении:

О безопасной любви я пишу, о дозволенном блуде,
Нету за мною вины и преступления нет.

(Перевод М. Л. Гаспарова.)


  Троянский царевич Парис обольстил и увёз жену микенского царя Менелая Елену. Это послужило причиной Троянской войны.

Жрица Афродиты Геро и юноша Леандр жили на разных берегах Геллеспонта. Чтобы увидеть Геро, Леандр каждую ночь переплывал пролив и в конце концов утонул.

Аконтий увидел Кидиппу в храме Артемиды на острове Делос, влюбился и подбросил ей яблоко с надписью: «Клянусь Артемидой, что выйду замуж за Аконтия». В древности читали в основном вслух — и Кидиппа, прочтя вслух эту надпись, дала любовный обет.

А. Канова. Кентавресса и юноша. Копия помпейской фрески.

Однако лояльная несерьёзность Овидия показалась императору Августу, пытавшемуся вернуть былую строгость нравов, вреднее, чем независимая серьёзность элегиков. Поэма «Наука любви» через восемь лет после появления стала одной из причин ссылки Овидия.

В изгнании Овидий написал ещё два сборника жалобных элегических посланий, но уже не от имени мифологических героинь, а от собственного лица. Внешне обращённые к разным лицам (в «Скорбных элегиях» не названным, чтобы не повредить адресатам, в «Письмах с Понта» уже названным), они прежде всего обращены к милосердию Августа. Но просьбы поэта оказались такими же тщетными, как и мольбы его героинь.

Ссылка помешала Овидию отредактировать «Метаморфозы» и завершить поэму «Фасты». В этой поэме содержится поэтическое описание праздников римского календаря и их происхождения, по книге на каждый месяц. Овидий использовал собранные римскими учёными-антикварами и историками сведения, большая часть которых известна сегодня только благодаря ему. В «Фастах» Овидий ближе всего подходит к официальному прославлению римских древностей. Но если в идеологии Августа прошлое было моральным образцом (так оно и изображено у Вергилия, Горация и Ливия), то Овидий нередко описывает древних римлян с такой же лёгкой иронией, как и персонажей других своих книг.

Поэма «Метаморфозы» («Превращения») в 15 книгах, написанная гекзаметром, — самый большой поэтический свод мифологических сюжетов (около 250 эпизодов, на каждый из которых приходится от одного до нескольких сотен стихов). Свою обычную задачу — наибольшее разнообразие при постоянной теме — Овидий в поэме доводит до высшей степени трудности и виртуозно решает. В «Метаморфозах» совмещены два главных композиционных принципа эпической поэзии: материал — мифы о превращениях — излагается в форме каталога-перечисления (см. статью «Гомеровский эпос»), а расположен он в хронологической последовательности — от сотворения мира до правления Августа. В первых 11 книгах представлен мир до Троянской войны (которую греки и римляне считали водоразделом между мифологической эпохой и историей); в 12—14-й книгах — от Троянской войны до основания Рима; в 15-й — от римского царя Нумы до Августа.

Сюжеты о превращениях в греческой, как и в других мифологиях, рассказывают о возникновении звёзд, зверей, растений, рек, родников, скал, людей. Сведя множество метаморфоз вместе, Овидий написал поэму, объясняющую происхождение всего мира, как «Фасты» объясняют возникновение годичного круга времени.

А. Канова. Копия помпейской фрески.

Персей и Андромеда. Иллюстрация к поэме Овидия «Метаморфозы». Гравюра XVIII в.

При этом поэт не расстался и с темой, которая его прославила: многие эпизоды, завершающиеся превращением, — любовные истории. Однако если в элегиях и дидактических поэмах Овидий говорил о любви лёгкой и весёлой, то в «Метаморфозах» любовь почти всегда связана со страданием.

В последней книге Овидий изложил учение Пифагора о переселении душ. Но в основе поэмы «Метаморфозы» лежит не столько философская, сколько литературная идея: Овидий распространяет на весь мир центральный принцип своей поэзии — пластичность поэта, его способность превратиться в кого и во что угодно.

  Нимфа Эхо безнадёжно влюблена в Нарцисса, а он — в собственное отражение. Оба чахнут: от Эхо остаётся только голос, Нарцисс превращается в одноимённый цветок.

Пирам, влюблённый в Фисбу, думает, что её загрызла львица, и убивает себя. Найдя его тело, Фисба закалывается тем же мечом. Эта история — один из источников сюжета о Ромео и Джульетте; в комическом духе она изложена в комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь».

Мирра влюблена в своего отца Кинира и за этот грех просит богов наказать её изгнанием и из мира живых, и из мира мёртвых. Боги выполняют её просьбу и превращают в дерево.

назад
в начало
  1  2  главная
далее

Hosted by uCoz