Энциклопедия. Всемирная литература.

Часть первая. От зарождения словесности до Гёте и Шиллера.

Электронная библиотека Сафоновского Колледжа Информационных Технологий . Методическое пособие

Комментаторы же утверждали, что в этой лирической песне угадываются помыслы государыни: «Она должна быть опорой и помогать своему благородному супругу находить мудрых людей... Она размышляет об этом и утром, и вечером, являя крайнюю заботу и усердие».

  Чиновники собирали песни, чтобы правитель знал, о чём думают его подданные. В одном из древних трактатов говорилось: «Мелодии, которые поёт хорошо управляемый народ, прекрасны своей весёлостью: значит, управление в полной гармонии со всем; мелодии, которые поёт анархичный народ, выражают гневные жалобы: значит, правители в разладе со всеми делами; мелодии, которые слышатся в государстве, находящемся на пути к погибели, — это жалобы и грустные мысли, так как народ в отчаянии».

Ритуальный сосуд для вина. II тысячелетие до н. э.

Набор ритуальных сосудов. Коней II — начало I тысячелетия до н. э.

Чиновник — дух дверей. Китайский лубок.

ФИЛОСОФИЯ И ЛИТЕРАТУРА

Китайская культура и литература основаны на двух мировоззрениях — конфуцианстве и даосизме. Основателем первого был китайский философ Конфуций, живший в 551—479 гг. до н. э. (см. статью «Конфуций и его учение» в томе «Религии мира», часть 2, «Энциклопедии для детей»).

Конфуция более всего интересовало устройство общества и государства. Он считал, что надо вернуться к порядкам древних мифических правителей Яо и Шуня. Тогда каждый подданный обладал человеколюбием, младшие почитали старших, а старшие заботились о младших. Гармония в обществе достигалась не за счёт жестокости властей, а добровольным соблюдением норм поведения. Поэтому конфуцианцы, веря в облагораживающее влияние искусства, высоко ценили литературу прошлого, сохраняли и комментировали её. По преданию, сам Конфуций составил свод «Ши цзин», отобрав эти песни из трёх тысяч имевшихся в его распоряжении.

Он советовал «начинать образование с поэзии, упрочивать его правилами, завершать музыкой», считая поэзию обязательным условием воспитания «благородного мужа» — в первую очередь потому, что поэзия, будучи подчинена определённым правилам организации текста, противостоит хаосу.

Фронтиспис с портретом Конфуция из книги «Житие Кунг-тсэе, или Конфуциуса». Издание 1790 г. Санкт-Петербург.

назад
в начало  1  2  3  главная
далее

Визитная карточка

Дополнительные очерки
Похвала фараону
Забвение и память
Хвала Энлилю
Инанна в "Стране без возврата"
"Ассаргадон"
Как Мардук творит мир
На дощечке, шёлке, бумаге
Как звучат китайские стихи
Притча о силе и слабости
Сыма Цянь описывает жизньЧжуань-цзы
Как появились варны
"И вот из огня явился мир жизни"
Как боги обманули асуров
"Мудрые... поистине во всём сдержаны"
"Скорбь Агурамазды"
Йима
Состав Ветхого Завета
Иосиф Прекрасный
Завет и Законы
Септуагина

 

Hosted by uCoz