Энциклопедия. Всемирная литература.

Часть первая. От зарождения словесности до Гёте и Шиллера.

Электронная библиотека Сафоновского Колледжа Информационных Технологий . Методическое пособие

Своим названием эпос обязан Бхарате, сыну Шакунталы и царя Душьянты. Индийская традиция считает Бхарату родоначальником Лунной династии царского рода Бхаратов. В древности Индия называлась Бхаратваршей (Страна Бхаратов), в наше время её официальное название на языке хинди — Бхарат.

Сюжет «Махабхараты» — история рождения, воспитания и соперничества двух ветвей царского рода Бхаратов: Кауравов, ста сыновей царя Дхритараштры, старшим среди которых был Дурьодхана, и Пандавов — пяти их двоюродных братьев во главе с Юдхиштхирой. Кауравы воплощают в эпосе демоническое начало, Пандавы — светлое, божественное. Зависть и злоба Кауравов преследуют Пандавов всю жизнь, но с момента помазания на царство благородного Юдхи-штхиры достигают предела. Согласно традиции, каждый из присутствующих на церемонии помазания может вызвать будущего повелителя на поединок, отказ невозможен, он расценивается как проявление слабости. Кауравы, зная, что Юдхиштхира — плохой игрок в кости, вызывают его на поединок, и он проигрывает имущество, царство, братьев, жену и самого себя. По требованию деда Кауравов и Пандавов, мудрого Бхишмы, проигранное возвращается Юдхиштхире, но его вторично вызывают на игру, и он опять проигрывает всё. В результате на совете рода было решено: Пандавы и их общая жена Драупади отправятся в изгнание на 13 лет. Царство будет им возвращено при условии, что последний, 13-й год они проживут никем не узнанными. Пандавы выполнили обет, но вероломные Кауравы отказались соблюдать условия договора, и с этого момента братья начинают готовиться к войне.

Армии Пандавов и Кауравов встречаются на поле Куру и сражаются 18 дней. Погибают почти все, лишь Пандавы-победители остаются в живых. Юдхиштхира воцаряется в столице отвоёванного царства, где долго и счастливо правит подданными. Последняя, 18-я книга повествует о вступлении Пандавов и Драупади в небесное царство Индры.

«Махабхарата» — сокровищница индийской мифологии, легендарной истории, познаний самого разного характера — от принципов устройства индийского общества и его нравов до представлений о мироустройстве и космосе. Поистине, как говорится в этой эпопее: «То, что есть где-то в мире, есть и здесь... А того, чего здесь нет, нет нигде» (здесь и далее перевод В. С. Семенцова).

Традиция приписывает авторство основной части поэмы — рассказа о великой войне Кауравов и Пандавов за власть — риши Вьясе (на санскрите его имя означает «тот, кто упорядочивает»). Упоминание об этом есть в первой книге «Махабхараты». Вьяса, в свою очередь, пересказал её своему ученику Вайшампаяне, тот — радже Джанамеджае и т. д. Сюжет поэмы излагается прямой речью как своеобразный диалог бесчисленных рассказчиков. Например, одна из глав «Книги Лесной» начинается так «Джа-намеджая сказал (обращаясь к Вай-шампаяне. — Здесь и далее прим. ред.): „Почтеннейший, я желаю услышать пространный рассказ о том, как неутомимый в деяниях Партха (Юдхиштхира) обрёл (волшебное) оружие..."». Затем следует рассказ Вайшампаяны со множеством подробностей и отступлений.

Радха и Кришна. Индийская миниатюра XVII в.

Титульный лист английского издания «Махабхараты». 1898 г. Лондон.

Или другой пример. Вайшампаяна, повествуя о скорби и стенаниях изгнанного Юдхиштхиры («Есть ли на земле царь, чей удел был бы горше моего?!»), приводит ответ Брихадашвы: «...о соблаговоли выслушать, о владыка земли, и я расскажу о царе, который был несчастнее тебя». За такими словами следует история, изложенная уже новым рассказчиком — Брихадашвой. Это знаменитая история о царе Нале и его жене Дамаянти — об их необычном сватовстве и бракосочетании, о злоключениях венценосной пары, о пагубной страсти Наля к игре в кости, из-за которой он лишился состояния и царства.

На протяжении веков «Махабхарату» пересказывали многие цари и мудрецы, чьи имена освящены традицией, и постепенно к основному рассказу добавлялись вставные эпизоды, различные мифы и легенды, наставления и притчи.

Пожалуй, самой знаменитой и прославленной является та часть «Махабхараты», которая называется «Бхагавадгита», или «Гита» («Песнь Господня»; эпизод 6-й книги, около 730 шлок). Это своеобразный трактат о природе дхармы (санскр. «религиозный закон», «вера», «мораль», «нравоучение»), познании души и пути спасения.

назад
в начало
  1  2  3  4  5  6    главная
далее

Визитная карточка

Дополнительные очерки
Похвала фараону
Забвение и память
Хвала Энлилю
Инанна в "Стране без возврата"
"Ассаргадон"
Как Мардук творит мир
На дощечке, шёлке, бумаге
Как звучат китайские стихи
Притча о силе и слабости
Сыма Цянь описывает жизньЧжуань-цзы
Как появились варны
"И вот из огня явился мир жизни"
Как боги обманули асуров
"Мудрые... поистине во всём сдержаны"
"Скорбь Агурамазды"
Йима
Состав Ветхого Завета
Иосиф Прекрасный
Завет и Законы
Септуагина

 

Hosted by uCoz