Энциклопедия. Всемирная литература.

Часть первая. От зарождения словесности до Гёте и Шиллера.

Электронная библиотека Сафоновского Колледжа Информационных Технологий . Методическое пособие
«РАМАЯНА»

Второй памятник древнеиндийской эпической поэзии посвящён деяниям Рамы, одного из любимых героев Индии и сопредельных с ней стран. «Рамаяна» содержит двадцать четыре тысячи шлок (в четыре раза меньше, чем «Махабхарата»), разделённых на семь книг. Сюжет сосредоточен вокруг главного героя. В стране Айодхья (в средней части долины реки Ганги) некогда правил справедливый царь Дашаратха. От трёх жён у него родились четыре сына — Рама, Бхарата, Лакшмана и Шатругхна. Все они были благородны, умны и доблестны, но всех превосходил мужеством, красотой и силой старший из братьев — Рама.

В первой книге поэмы рассказывается, как уже в раннем детстве он убил двух кровожадных демонов-ракшасов, угнетавших святых отшельников-брахманов в их лесной обители. Так Рама приступил к своему «земному назначению» — спасению мира от злых сил. Враги Рамы — бесы, колдуны, оборотни и людоеды; друзья — обитатели лесов: обезьяны, медведи, коршуны и вся живая природа. Атмосфера волшебства сопровождает Раму в его подвигах и приключениях на протяжении всей поэмы.

Чудесная сила помогла ему жениться на прекрасной царевне Сите. Её отец, царь Джанака, в своё время поклялся богам, даровавшим ему дочь, что лишь тот станет супругом Ситы, кто сумеет натянуть тетиву на могучий лук Шивы, хранившийся у него. Среди претендентов были знаменитые царевичи, великие воины и сами боги, но никому не удалось даже приподнять с земли грозное оружие. Рама же не только натянул тетиву, но переломил лук пополам, за что и получил в жёны царевну.

Супружеская чета жила счастливо, пока стареющий отец Рамы, Дашаратха, не решил объявить его наследни ком и возвести на престол. Одна из служанок, уродливая, «завистливая сердцем» горбунья Мантхара, подговорила царицу Кайкейи, мать Бха-раты, потребовать у Дашаратхи, чтобы тот отдал царство её сыну, а Раму изгнал в леса на 14 лет. Когда-то царь Дашаратха обещал Кайкейи выполнить два любых её желания в благодарность за то, что она вынесла его, израненного, с поля боя и спасла ему жизнь. Кайкейи напомнила мужу о данном ей слове. Царь, опутанный сетью обетов, столь чтимых индийцами, был вынужден удовлетворить желание супруги: Рама, за которым последовали его жена Сита и младший брат Лакшмана, отправился в изгнание. Старый Дашаратха в разлуке с любимым сыном погрузился в океан скорби, и вскоре его земной путь прервался. Так уже в первой книге появляется тема разлуки, которая во многом определит поэтическую интонацию всей «Рамаяны».

 

Одно из интересных современных толкований «Бхагавадгиты» в духе индуистской традиции принадлежит «отцу нации» Махатме Ганди: «...„Гита" не представляет собой описание каких-либо исторических событий. Для пояснения той или иной духовной истины нередко приходится прибегать к иллюстрациям внешнего порядка. В данном случае мы имеем дело с описанием не междуусобной борьбы двоюродных братьев, а столкновения двух начал внутри нас — благого и греховного... Поле битвы — наше собственное тело».

В индийской мифологической традиции Рама — аватара бога Вишну. На санскрите «аватара» означает «нисхождение»; имеется в виду нисхождение божества на землю, его воплощение в смертное существо ради спасения мира. У Вишну было десять наиболее чтимых аватар, главные из них — Рама и Кришна.

В лесу Рама, Сита и Лакшмана вели праведную, уединённую жизнь, безропотно перенося лишения, а брахманы-отшельники приобрели в их лице надёжную защиту от ракшасов, которыми кишели окрестности.

Сцены из поэмы «Рамаяна». Панно с острова Бали. XX в.

Однажды в хижину к изгнанникам забрела демоница Шурпанакха, безобразная и коварная. Она прельстилась красотой Рамы и захотела во что бы то ни стало добиться его любви. Рама отверг её притязания, а Лакшмана, чтобы окончательно избавиться от надоедливой демоницы, отрезал ей уши и нос. Шурпанакха, обливаясь кровью, воя и стеная, бросилась искать защиты у своего могущественного брата, правителя страны на острове Ланка, десятиголового людоеда-ракшаса Раваны — главного противника (антагониста) Рамы в поэме. С этого момента, собственно, и начинается в «Рамаяне» война добрых и злых сил. Рама вступает на путь «спасителя земли», предначертанный ему богами.

В образе злого демона Раваны — властителя Ланки — более, чем в других персонажах поэмы, проявились древние мифологические черты. Самовлюблённый и взбалмошный деспот, коварный обольститель женщин, он мог являться в облике то прекрасного витязя, то отвратительного десятиголового ракшаса. Его богатство, могущество и сила почти не знали себе равных, парадоксальным образом сочетались в нём святость и нечестие. В поздних по отношению к «Рамаяне» литературных памятниках могущество Раваны объясняется даром, полу ченным им от бога Брахмы за великое подвижничество.

Оскорблённая Шурпанакха уговорила брата похитить Ситу и тем досадить добродетельному Раме. Равана обратился за помощью к ракша-су Мариче (санскр. «мираж»), обладавшему способностью принимать разные обличья. Марича, явившись перед Ситой в облике золотой антилопы, покорил её своей красотой. Сита умолила супруга поймать волшебное существо. Так в поэме появляется мотив призрачного счастья и обречённой погони за ним, ибо желание обладать замешено на тщеславии собственника, а золотая антилопа (лань или олень) становится нарицательным понятием, символом тщеты человеческих страстей.

назад
в начало
  1  2  3  4  5  6    главная
далее

Визитная карточка

Дополнительные очерки
Похвала фараону
Забвение и память
Хвала Энлилю
Инанна в "Стране без возврата"
"Ассаргадон"
Как Мардук творит мир
На дощечке, шёлке, бумаге
Как звучат китайские стихи
Притча о силе и слабости
Сыма Цянь описывает жизньЧжуань-цзы
Как появились варны
"И вот из огня явился мир жизни"
Как боги обманули асуров
"Мудрые... поистине во всём сдержаны"
"Скорбь Агурамазды"
Йима
Состав Ветхого Завета
Иосиф Прекрасный
Завет и Законы
Септуагина

 

Hosted by uCoz