Энциклопедия. Всемирная литература.

Часть первая. От зарождения словесности до Гёте и Шиллера.

Рембрандт. Адам и Ева. Гравюра 1638 г.

Первоначальная гармония сотворённого мира скоро нарушается: происходит грехопадение. Сорвав запретный плод, люди вышли из воли Божией и отныне предоставлены собственному своеволию. Один за другим следуют сюжеты, демонстрирующие порождения этого своеволия: о том, как Каин убивает своего брата; о загадочном небесном блуде («...сыны Божий увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены... и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди»), о Всемирном потопе и, наконец, Вавилонской башне — попытке человека собственными силами стать подобным Богу. И опять очевидно коренное отличие древнееврейского Писания от языческих мифологий. Браки смертных женщин со сверхъестественными существами у другого народа породили бы (и порождали) мифы о героях-полубогах, библейский же автор брезгливо отстраняется от этой мерзости. В шумеро-аккадском мифе боги насылают потоп, чтобы люди им не надоедали, в Библии Господь наказывает так людей за их зло: «Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел Господь Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле». В шумеро-аккадском мифе больше красочных подробностей (ссоры и споры богов вокруг потопа, их страх перед ими же развязанными разрушительными силами, сцена, где «боги, как мухи», слетаются на дым жертвоприношения), а Библии они не нужны. В ней остаётся лишь притча о наказании грешника и спасении праведника.

Как библейский контекст видоизменяет мифы, делая их непохожими на самих себя, так видоизменяет он и героический эпос. Эпосу можно уподобить следующие за Пятикнижием Книгу Иисуса Навина и Книгу Судей. Они описывают, как евреи завоевали Палестину и борются с её коренным населением. Здесь и великие битвы, и великие подвиги — но, в отличие от эпоса иных народов (например, сказаний о Гильгамеше или поэм Гомера), внимание повествователя сосредоточено не на войнах, а на том, ради чего ведутся они. А ведутся они во исполнение обещания Господа отдать эту землю еврейскому народу, и тема верности Бога Своему обещанию гораздо важнее, чем подробности богатырского молодечества. Достоинство шумеро-аккадского героя Гильгамеша или греческого Ахилла держится на их личной отваге, силе и воинском мастерстве. Библейские герои — Иисус Навин, Гедеон, Самсон — побеждают потому, что за их спиной стоит Божия воля . Это подчёркивается постоянно. Так, когда Гедеон наби-рает войско для борьбы с мадианитя-нами, Бог велит ему сделать свой отряд как можно меньшим: «...народа с тобою слишком много, не могу Я предать Мадианитян в руки их, чтобы не возгордился Израиль предо Мною и не сказал: „моя рука спасла меня"...». Важнейшие для эпоса мотивы чести и славы, которые движут и Гильга-мешем, и Ахиллом, для библейских персонажей просто не существуют. Единственный, кому принадлежит заслуга побед, — Господь, и только Его имя подобает славить.

 

Притча — назидатель-ный рассказ, служащий подступом и иллюстрацией к нравственному предписанию.

«СЛУШАЙТЕ, НЕБЕСА, И ВНИМАЙ, ЗЕМЛЯ»

Наиболее самобытный жанр древнееврейской литературы — вероятно, Книги пророков (Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила). Разговор о них нужно начать с самого слова «пророк». Сейчас его обычно понимают как «прорицатель», «предсказатель будущего». Библейское понимание пророчества шире. Пророк — человек, способный слышать и передавать слова Господа. Эти слова, конечно, могут говорить и о будущем; но обличение настоящего или напоминание о прошлом тоже может быть пророческим. Пророки внесли в еврейскую религию (да и вообще в человеческую культуру) новое понятие о вере, они отделили праведность от внешних знаков благочестия. Ведь в начале любого богопочитания лежит простейший принцип: «Ты мне — я тебе». Люди рассуждали именно так я приношу жертвы, соблюдаю определённые предписания, имею заслуги перед божеством, значит, могу рассчитывать на его помощь. «Нет! — сказано в Книгах пророков. — Богу нужны не наши жертвы, а наша справедливость». Вот Господь говорит пророку Амосу:

Ненавижу, отвергаю праздники ваши
и не обоняю жертв во время
торжественных собраний ваших....
Удали от Меня шум песней твоих,
ибо звуков гуслей твоих
Я не буду слушать.
Пусть, как вода, течет суд,
и правда — как сильный поток!..
Вы между тем суд превращаете в яд
и плод правды в горечь.

Пророчество было призывом к справедливости: пророки учили, что милость Божия не продаётся, её нельзя купить, а можно лишь заслужить. Поэтому слышнее всего в их речах обличение, и обычно это обличение богатых и сильных:

Горе замышляющим беззаконие
и на ложах своих придумывающим
злодеяния,
которые совершают утром на рассвете,
потому что есть в руке их сила!
Пожелают полей, и берут их силою,
домов — и отнимают их...
 
(Из Книги пророка Михея.)

назад
в начало  1  2  3  4  5  6    главная
далее

Визитная карточка

Дополнительные очерки
Похвала фараону
Забвение и память
Хвала Энлилю
Инанна в "Стране без возврата"
"Ассаргадон"
Как Мардук творит мир
На дощечке, шёлке, бумаге
Как звучат китайские стихи
Притча о силе и слабости
Сыма Цянь описывает жизньЧжуань-цзы
Как появились варны
"И вот из огня явился мир жизни"
Как боги обманули асуров
"Мудрые... поистине во всём сдержаны"
"Скорбь Агурамазды"
Йима
Состав Ветхого Завета
Иосиф Прекрасный
Завет и Законы
Септуагина

 

Hosted by uCoz