Энциклопедия. Всемирная литература.

Часть первая. От зарождения словесности до Гёте и Шиллера.

За нечестие и несправедливость Господь покарает Израиль, говорят пророки и пытаются вразумить народ описаниями грядущих бед. Однако за неправедностью современности, за всеми бедами грядущего они провидят иные картины — конечное торжество света, связанное с приходом Мессии, посланца Божия:

Он будет судить бедных по правде,
и дела страдальцев земли решать
по истине...
Тогда волк будет жить вместе
с ягненком,
и барс будет лежать вместе
с козленком...
 
(Из Книги пророка Исаии.)

tmp20B4-15.jpg

Книга пророка Исаии. Около 100 г. до н. э.

ХВАЛЕНИЕ И НЕЖНОСТЬ

Литературы Древнего мира многим отличаются от современных. Одно из отличий состоит в том, что они рассчитаны не на читателя, а на слушателя. И слушателя они хотят не развлечь, не дать ему возможность полюбоваться чем-то со стороны, а заклясть, убедить, окликнуть. Поэтому речь строится так, чтобы остаться в памяти. Незаменимое подспорье в этом — ритм. Ветхий Завет пронизан ритмом, и во многих частях он стихотворный.

Когда заходит речь о библейской поэзии, прежде всего вспоминают Псалтирь. Слово это греческое, обозначает музыкальный инструмент, похожий на арфу, — видимо, под его аккомпанемент когда-то исполняли некоторые псалмы — гимны. Еврейское же название книги переводится как «Хваления». Традиция приписывает её авторство царю Давиду (X в. до н. э.). Автором всех 150 псалмов, однако, он быть не мог: во многих из них упоминаются или подразумеваются события, произошедшие значительно позже его смерти. Но некоторые псалмы действительно так или иначе соотносятся с событиями из жизни Давида, описанными в Первой и Второй книгах Царств.

Читателя, воспитанного на европейской поэзии, удивляет в псалмах отсутствие стройности, плавного развития темы, к чему он привык В каждом псалме — напряжённость чувств, чередование которых так прихотливо, что переходы от одного к другому непредсказуемы. Например, псалом 52 начинается с обличения не верующих в Господа: «Сказал безумец в сердце своем: „нет Бога". Развратились они и совершили гнусные преступления; нет делающего добро», а заканчивается упованием на возвращение евреев из вавилонского плена: «Кто даст с Сиона спасение Израилю! Когда Бог возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль». Поток восхвалений, покаяний, обличений и упований настолько един и в то же время настолько неоформлен, что в иудейской и христианской традициях его делят по-разному: границы псалмов не везде совпадают.

Другое знаменитое произведение библейской поэзии — Книга Песни песней Соломона. Она гораздо ближе к нашему привычному представлению о поэзии. Это один из высочайших образцов любовной лирики.

Удивление вызывает только одно: что делают свадебные песни (в сущности, Песнь песней почти драма, воспроизводящая свадебный обряд) в священной книге? «Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность...» — прекрасные поэтические строки, но при чём здесь вера?

Чтобы понять это, нужно помнить, что брак — древнейший и многозначный символ. Через образы брака описаны отношения Господа и избранного Им народа. Так же описывали отношения народа с царём или души — с Богом. Поэтому свадебная образность была открыта самым разным религиозным толкованиям, нимало не теряя своего мирского и даже эротического оттенка:

О, ты прекрасна, возлюбленная моя,
ты прекрасна!
глаза твои голубиные
под кудрями твоими;
волосы твои — как стадо коз,
сходящих с горы Галаадской...
как лента алая губы твои,
и уста твои любезны...
два сосца твои — как двойни молодой
серны, пасущиеся между лилиями.

назад
в начало  1  2  3  4  5  6    главная
далее

Визитная карточка

Дополнительные очерки
Похвала фараону
Забвение и память
Хвала Энлилю
Инанна в "Стране без возврата"
"Ассаргадон"
Как Мардук творит мир
На дощечке, шёлке, бумаге
Как звучат китайские стихи
Притча о силе и слабости
Сыма Цянь описывает жизньЧжуань-цзы
Как появились варны
"И вот из огня явился мир жизни"
Как боги обманули асуров
"Мудрые... поистине во всём сдержаны"
"Скорбь Агурамазды"
Йима
Состав Ветхого Завета
Иосиф Прекрасный
Завет и Законы
Септуагина

 

Hosted by uCoz