КАК
ПОЯВИЛОСЬ СЛОВЕСНОЕ ИСКУССТВО
ОТ МИФА К ЭПОСУ
Героический эпос — это предания (чаще стихотворные)
о героях-богатырях: поэмы Гомера, индийские «Махабхарата» и «Рамаяна»,
финская «Калевала», сказания о нартах у народов Кавказа, русские
былины и др. Эпос тесно связан с мифологией. Главный источник эпоса
— мифы о культурных героях-первопредках. Действие древнейших эпосов
тоже обычно отодвинуто, выделено в особую эпоху, не соотносимую
с историей. Эпические богатыри (от Гильгамеша до Ильи Муромца),
как и культурные герои, борются с чудовищами. Только позднее, как
в русских былинах или во французской «Песни о Роланде», героические
деяния включаются в историю, а чудовища превращаются во врагов-иноплеменников.
В тех сказаниях, которые сохранили больше древних
черт (например, в якутском или ирландском эпосе), герой побеждает
врагов благодаря не только силе и отваге, но и своим I, магическим,
шаманским способностям — это тоже сближает его с мифологическими
персонажами. Подобно мифу, эпос не воспринимается как вымысел: для
слушателей он был рассказом о подлинных событиях. Наконец, богатыри
рассматриваются и как предки в самом прямом значении: греки считали
себя потомками ахейцев, осетины — нартов и т. д.
Но эпос — даже очень древний — всё же отличен от
мифа. Он говорит не о начале мира, а о начале народа; и в богатырских
деяниях главное — не последствия этих деяний для мира, а сам подвиг.
Шаманские, магические способности героя постепенно переходят к его
противникам (например, к Соловью-разбойнику в русских былинах или
Змею Тугарину). В классическом эпосе (греческом или германском)
герой — не шаман, а воин, и движет им воинская честь.
К моменту появления письменности словесное искусство
прошло длинный и сложный путь. Оно накопило запас сюжетов, ритмов
и речевых оборотов, отмеченных особой выразительностью. Человек
приучился следить не только за тем, что сказано, но и за тем, как
сказано. И уже тогда обнаружилось замечательное свойство искусства:
в нём ничто не исчезает бесследно. Миф передал многие свои особенности
эпосу и сказке. Сказка, утрачивая элемент чудесного, превратилась
в новеллу, из эпоса произошёл рыцарский роман... Так черты древней
словесности передавались от жанра к жанру, дожив и до наших дней.
Обычное толкование слова «тотем» — «священное животное».
Это, однако, не совсем точно. Тотем — животное (реже растение или
явление природы), которое первобытный человек ощущал как нечто тождественное
себе. Человек из рода Волка в некотором смысле был волком — и рассказывал
мифы о своих предках, которые были людьми и волками одновременно.
Вокруг животных-тотемов существовало множество обрядов. У ряда племён
на них нельзя было охотиться, а если на них всё же охотились (часто
только в магических целях), то выполнялись специальные ритуалы,
которые должны были вымолить прошение племени и обеспечить возрождение
священного животного.
Звериный или полуживотный облик языческих богов (бог-ягуар
у индейцев Центральной Америки, бык-Апис, Гор с головой сокола и
Сет с головой осла у египтян, «волоокая» Гера и «совоокая» Афина
у греков), говорящие животные сказок — следы коренящегося в глубокой
древности почитания тотемов.
назад
в начало 1
2 3
главная
далее
|