Энциклопедия. Всемирная литература.

Часть первая. От зарождения словесности до Гёте и Шиллера.

Электронная библиотека Сафоновского Колледжа Информационных Технологий . Методическое пособие

В «Киропедии» Ксенофонт выводит идеального правителя и полководца; в «Воспоминаниях о Сократе» — идеального философа. Но эти возвышенно-обобщённые характеры погружены в быт, который у Ксенофонта описан полнее, чем у кого бы то ни было из греческих авторов. И достоинства героев проявляются именно в повседневном поведении. Ксенофонта, в отличие от Геродота и Фукидида, интересуют не только деяния, но и жизнь его персонажей. В этом отношении он проложил дорогу жанрам, которые появились значительно позже: «Киропедию» называют первым греческим романом, а «Воспоминания о Сократе» по форме предвосхищают Евангелия (см. статью «Новый Завет»).

«Анабасис» рассказывает о событиях, для судеб Эллады не столь уж значительных: речь в нём идёт о возвращении эллинских наёмников из глубин Персидской державы на родину. Но для Ксенофонта описываемый эпизод важен и интересен, во-первых, потому, что он сам был одним из предводителей похода, а во-вторых, потому, что на конкретном материале мог показать и быт (военный и чужеземный), и характеры солдат и полководцев — то, что его привлекало более всего. Повествование о лично пережитом — совершенно новое явление для греческой культуры. Ксенофонт старался смягчить эту новизну: он сделал рассказчиком в «Анабасисе» некоего Фемистогена, а о самом себе говорит в третьем лице.

Фронтиспис и титульный лист книги Ксенофонта «Киропедия». Издание 1 727 г. Оксфорд.

Битва Александра и Дария. Мозаика.

История, изложенная в «Анабасисе», вкратце такова: Кир, младший брат персидского царя Артаксеркса, задумал свергнуть того с престола и собрал войско, наняв тринадцать тысяч греческих воинов. В этой битве Кир был убит, часть его армии рассеялась, другая часть перешла на сторону победителя. Однако греки сдаться царю отказались. Кружным путём, с непрерывными боями отряд вышел на побережье Чёрного моря и добрался до греческих колоний. Этот поход Ксенофонт и описал детально, почти по дням. Нашлось место в повествовании и портретным характеристикам Кира, его приближённых и греческих командиров, и зарисовкам странных для греков варварских обычаев, и описаниям боёв и походных тягот. Тонкая игра интонаций оживляет эту внешне бесстрастную прозу. Во всей греческой литературе мало столь трогательно-достоверных эпизодов, как долгожданный выход героев «Анабасиса» к морю.

Ксенофонта нельзя назвать историком без оговорок: нравственные вопросы его заботят сильнее, чем собственно исторические. Ещё больше это относится к Плутарху (около 45 — около 127). Для последующих поколений он стал чуть ли не главным представителем античной исторической прозы, но сам ощущал себя скорее философом, нежели историком. Написал Плутарх очень много. До нас дошло более 100 его сочинений, и это только половина им созданного. Но своей славой он обязан прежде всего «Сравнительным жизнеописаниям».

Плутарх жил в то время, когда Греция уже свыклась с римским господством и ей оставалось утешаться великим прошлым и культурным авторитетом. Греко-персидские войны и походы Александра Македонского были для Плутарха почти такой же баснословной древностью, как для современных людей, с той лишь разницей, что это была древность его собственного народа. «Сравнительные жизнеописания» не только ностальгия по величественному прошлому, но и наставление настоящему и будущему: жизнь великих мужей — образец, с которым потомкам должно сверять своё поведение. Плутарх с равным интересом разглядывает и героев Эллады, и тех, кто сделал могущественной державой Рим: ему важно уяснить нравственные основы их поведения. Он сопоставляет выдающихся греческих деятелей с римскими на основе какого-либо сходства (полководцы Александр и Цезарь, ораторы Демосфен и Цицерон и т. п.).

В. Клемке. Иллюстрация к произведениям Геродота.Строительство пирамид.

Фронтиспис книги Плутарха «В пользу воспитания» Издание 1822 г. Москва.

Это вовсе не значит, что индивидуальность Плутарха не интересовала. «Мы пишем не историю, а жизнеописания, — подчёркивал он, — и не всегда в самых славных деяниях бывает видна добродетель и порочность, но часто какой-нибудь ничтожный поступок, слово или шутка лучше обнаруживают характер человека, чем битвы, в которых гибнут десятки тысяч, руководство огромными армиями и осады городов».

Повествование Плутарх строит так наметив вначале главные черты какого-либо из своих героев, он раскрывает характер через речи и поступки, стараясь вылепить цельный и внушительный образ. Даже если (что бывает редко) это персонаж отрицательный, Плутарх и порокам придаёт впечатляющий размах: он рисует величавую древность, противопоставленную современному упадку. После каждой пары жизнеописаний следует сопоставление героев: греческая мысль, привыкшая делить мир на эллинский и варварский, начинает постигать греко-римское двуединство античной цивилизации.

Из всех древних историков Плутарх произвел на новоевропейскую культуру, пожалуй, наиболее сильное впечатление. Само представление об античности как о времени великих личностей сложилось во многом под его влиянием (даже перечень этих мужей в основном исчерпывается теми, кому посвящены «Сравнительные жизнеописания"). Величественный Перикл, развратный Антоний, умный и властный Цезарь, свободолюбивый Брут... Их имена стали нарицательными, символизируя доблести и пороки как раз благодаря Плутарху. Многие выдающиеся люди разных эпох могли бы повторить вслед за автором жизнеописаний: «...глядя в историю, словно в зеркало, я стараюсь изменить к лучшему собственную жизнь и устроить её по примеру тех, о чьих доблестях рассказываю».

назад
в начало
  1  2  главная
далее

Hosted by uCoz