Энциклопедия. Всемирная литература.

Часть первая. От зарождения словесности до Гёте и Шиллера.

Электронная библиотека Сафоновского Колледжа Информационных Технологий . Методическое пособие

ДРЕВНЕИРАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

СВЯЩЕННАЯ КНИГА ЗОРОАСТРИЗМА

Иранские племена в древности населяли огромные территории Передней и Средней Азии; их потомки — курды, персы, таджики, афганцы и другие народы — живут там и поныне. Древняя религия иранцев — зороастризм — названа по имени пророка Заратуштры (жил между X и VI вв. до н. э.); греки называли его Зороастром (см. статью «Зороастризм: верования и обычаи» в томе «Религии мира», часть 1, «Энциклопедии для детей»). У зороастризма и сейчас есть последователи в Иране и Индии. Их священная книга Авеста сохранила культурное наследие древних иранцев. Авеста — не единое произведение, а свод памятников разного времени и различных жанров, который вместил в себя целую литературу (в этом она похожа на Библию).

Слово «авеста» остаётся загадочным: его переводят то как «знание», то как «основание» («основной текст»). Дошедший до наших дней текст Авесты тоже содержит немало загадок. Неясно прежде всего время его создания: большинство учёных считают, что это памятник очень древний, и относят некоторые его части к началу I тысячелетия до н. э. Другие, однако, утверждают, что Авеста была создана почти на тысячу лет позже — в начале новой эры.

tmp5123-3.jpg

Рельефы дворца для торжественных приёмов в Персеполе. VI—V вв. до н. э.

До нас дошёл не полный текст Авесты, а лишь своего рода «конспект» древнего памятника, составленный зороастрийскими жрецами, — не более четверти первоначального объёма. Жрецы сохраняли главным образом то, что было необходимо для ритуала (обрядовые предписания и запреты, молитвенные формулы, списки божеств), а лирические и особенно повествовательные фрагменты сильно сократили. Поэтому многое пришлось восстанавливать по беглым намёкам.

Авеста состоит из пяти частей: «Вендидад», или «Видевдат» («Кодекс против демонов»), — это единственная книга, сохранившаяся целиком; «Висперед» («Книга о высших»); «Ясна» («Ритуал», «Моление»); «Яшт» («Гимны», «Восхваления») и «Малая Авеста». «Висперед» и «Малая Авеста» с литературной точки зрения малоинтересны: это главным образом ритуальные предписания и подобие краткого молитвослова.

Тексты, входящие в Авесту, создавались более тысячи лет, и представления о мире, отразившиеся в них, неодинаковы. Но тем не менее (и в этом Авеста тоже подобна Библии) они являют развитие единой религиозной мысли.

Основы зороастрийской веры приблизительно таковы. Существуют два извечных начала, два бога: светлый — Ахура-Мазда (Владыка Всеведущий) и тёмный — Друдж (Ложь); впоследствии духа зла называли также Анхра-Майнью. Мир — арена борьбы между добром и злом; всё благое, полезное и прекрасное в нём — творение Ахура-Мазды; всё злое, вредное и уродливое — дело рук Анхра-Майнью. Такое напряжённое переживание борьбы между добром и злом выделяет зороастризм из числа древневосточных языческих верований. В язычестве боги, как правило, вообще не меряются нравственной меркой: они могут быть злы, мстительны, несправедливы и похотливы, но они могучи, и поэтому они — боги. В зороастризме иначе: Ахура-Мазда заслуживает поклонения не за то, что он могуч, а за то, что он благ и мудр; Анхра-Майнью тоже могуч, но поклонение ему — мерзость и зло. Поэтому зороастризм ближе к современному представлению о религии, чем, скажем, египетские или вавилонские культы.

Однако более чёткое разделение мира на добро и зло и более твёрдая вера в существование и доступность истины порождают нетерпимость. Для зороастризма чужая вера — это поклонение демонам, с которыми нужно бороться, в том числе и оружием. Духовная война с лёгкостью превращается в земную: «Не слушайте заклинаний приверженцев лжи, сокрушайте их оружием, ибо несут они гибель и нужду дому, общине, области и стране».

Рельефы дворца для торжественных приёмов в Персеполе. VI—V вв. до н. э.

Сасанидский царь Ардашир II (379— 383 гг. н. э.) получает царскую диадему из рук Ахура-Мазды. Рельеф из Так-и-Бустана.

назад
в начало  1  2  3  главная
далее

Визитная карточка

Дополнительные очерки
Похвала фараону
Забвение и память
Хвала Энлилю
Инанна в "Стране без возврата"
"Ассаргадон"
Как Мардук творит мир
На дощечке, шёлке, бумаге
Как звучат китайские стихи
Притча о силе и слабости
Сыма Цянь описывает жизньЧжуань-цзы
Как появились варны
"И вот из огня явился мир жизни"
Как боги обманули асуров
"Мудрые... поистине во всём сдержаны"
"Скорбь Агурамазды"
Йима
Состав Ветхого Завета
Иосиф Прекрасный
Завет и Законы
Септуагина

 

Hosted by uCoz