Энциклопедия. Всемирная литература.

Часть первая. От зарождения словесности до Гёте и Шиллера.

ДРЕВНЕЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Среди литератур Древнего Востока древнееврейская занимает особое место. Не потому, что эта литература так не похожа на остальные (при всей самобытности она обнаруживает множество общих черт и с древнеегипетской, и с древнеперсидской, и с ассиро-вавилонской), а потому, что стала основой европейской и мусульманской культур. Ведь древнееврейская литература — это, в сущности, то же самое, что Библия (или, точнее, Ветхий Завет). А роль Библии в европейской культуре едва ли можно переоценить.

«ДА НЕ БУДЕТ У ТЕБЯ ДРУГИХ БОГОВ...»

Уникальность древнееврейской литературы коренится в особенностях иудейской религии (см. статью «Иудаизм» в томе «Религии мира», часть 1, «Энциклопедии для детей»). Если все прочие народы Древнего Востока, несмотря на отдельные порывы к единобожию, всё же остались в рамках традиционного язычества, то евреи при вновь и вновь оживающих пережитках язычества пришли к подлинному монотеизму: «Я Господь, Бог твой... да не будет у тебя других богов пред лицем Моим». Этот переворот в религиозных представлениях в корне изменил весь строй еврейской словесности.

Сотворение мира. Иллюстрация из книги «Всемирная хронология». Вторая половина XV в. Нидерланды.

Языческие божества, вообще говоря, обращают не так уж много внимания на людей. Они, конечно, требуют жертв и других знаков почитания, иногда вмешиваются из каких-либо соображений в человеческие дела, то насылая на людей бедствия, то, наоборот, помогая своим любимцам. Но им нет дела до внутреннего мира своих почитателей, и тем более языческий бог не требует, чтобы почитали лишь его: ведь он сам существует внутри пантеона и его власть ограничена другими.

Библейский Бог ведёт себя иначе. Его отношения с теми, кого Он избрал, похожи на супружество. Именно так их неоднократно описывает Библия: Господь — муж, а избранный Им народ — неверная супруга (по-древнееврейски «народ» женского рода). Это значит, что Бог требует от них не только покорности, но и преданности — преданности, превышающей и даже отрицающей благоразумную меру. Человек, избранный Богом, должен довериться Ему всецело — любая попытка опереться на что-то иное, кроме Господа, рассматривается как измена. И конечно, это относится к почитанию иных богов. Оно отвратительно не потому, что эти боги ложны, — судя по всему, первоначально считалось, что они существуют, хотя и бесконечно уступают Господу. Оно отвратительно потому, что подобно блуду: «И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, и вот, это было время твое, время любви... и поклялся тебе и вступил в союз с тобою, говорит Господь Бог, — и ты стала Моею... И надел на тебя узорчатое платье, и обул тебя в сафьяные сандалии... Но ты понадеялась на красоту твою... стала блудить и расточала блудодейство твое на всякого мимоходящего...».

  Монотеизм (от греч. «монос» — «один», «единственный» и «теос» — «бог») — система религиозных верований, основанная на представлении о едином Боге.

Микеланджело. Сотворение Адама. Фреска. XVI в.

Миниатюра из средневековой рукописи. Слева — Господь передаёт скрижали Моисею; справа — иудеи поклоняются золотому тельцу.

назад
в начало
  1  2  3  4  5  6    главная
далее

Визитная карточка

Дополнительные очерки
Похвала фараону
Забвение и память
Хвала Энлилю
Инанна в "Стране без возврата"
"Ассаргадон"
Как Мардук творит мир
На дощечке, шёлке, бумаге
Как звучат китайские стихи
Притча о силе и слабости
Сыма Цянь описывает жизньЧжуань-цзы
Как появились варны
"И вот из огня явился мир жизни"
Как боги обманули асуров
"Мудрые... поистине во всём сдержаны"
"Скорбь Агурамазды"
Йима
Состав Ветхого Завета
Иосиф Прекрасный
Завет и Законы
Септуагина

 

Hosted by uCoz