Энциклопедия. Всемирная литература.

Часть первая. От зарождения словесности до Гёте и Шиллера.

Электронная библиотека Сафоновского Колледжа Информационных Технологий . Методическое пособие

ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕГО МЕЖДУРЕЧЬЯ

ШУМЕРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Почти одновременно с египтянами (или даже несколько раньше), в начале III тысячелетия до н. э., искусством письма овладел ещё один народ Древнего Востока — шумеры. Они жили в среднем и нижнем течении Тигра и Евфрата — Междуречье (см. статью «Шумер» в томе «Всемирная история» «Энциклопедии для детей»).

Шумерская цилиндрическая печать. XXIV—XXIII вв. до н. э.

Шумерские таблички с клинописью. XXII в. до н. э.

Писали шумеры на глиняных табличках: каждая «страница» их «книги» представляла собой небольшой кирпич, а вся «книга» — ящик с кирпичами. Хранить таким образом пространные тексты было неудобно, поэтому произведения шумерской литературы обычно невелики по объёму. Тексты должны были запоминаться наизусть, а ритм служил подспорьем для памяти, поэтому почти все они стихотворны.

Как и повсюду на Древнем Востоке, в Шумере не было самого понятия «художественная литература». Шумерская литература — это литература школы и храма.

Школа готовила писцов, т. е. прежде всего чиновников. Профессия писца ценилась высоко; об этом свидетельствует сохранившееся поучение писца, который наставляет нерадивого в учении сына:

Мудрые люди, что средь нас живут,
С тех пор как Энки всему название дал,
Столь искусной работы, как дело писца, что я избрал,
Не могут назвать! Коль не умеешь петь,
До середины песни, как до морского берега,
Не добредёшь! Так и дело писца!

Чрезвычайно почиталась в Шумере Инанна — богиня плодородия и плотской любви, а также войны и распри (ведь плотская любовь, как и распря, — необузданная, слепая и часто недобрая сила); она же была божеством планеты Венеры. О ней и её возлюбленном, боге-пастухе Думузи, был сложен целый цикл сказаний. Ухаживание Думузи за Инанной изображено слегка юмористически: божества ведут себя подобно деревенской парочке.

Шумерская алебастровая статуэтка. Первая половина III тысячелетия до н. э.

Вот Думузи заигрывает с Инанной на улице, а она кокетливо отвечает:

«Оставь меня, Дикий бык! Я должна идти домой!
Оставь меня, Кули-Энлилъ! Я должна идти домой!
Что я матушке моей скажу-солгу?
Нингаль, матушке моей, скажу-солгу?»

А Думузи объясняет ей, как обмануть мать:

«Дозволь научить тебя, дозволь научить тебя!
О Инанна, хитрейшая! Дозволь научить тебя!
„Подруга моя завлекла меня гулять!
Попеть-погулять, под бубен поплясать!
Ах, как песни её хороши — она распевала для меня!
Ах, веселилась я от души, — до рассвета распевала я!"
Родимой матушке своей ты так скажи, ты так солги!"

«Когда я, госпожа, в небесах сияла...»

Визитная карточка

Дополнительные очерки
Похвала фараону
Забвение и память
Хвала Энлилю
Инанна в "Стране без возврата"
"Ассаргадон"
Как Мардук творит мир
На дощечке, шёлке, бумаге
Как звучат китайские стихи
Притча о силе и слабости
Сыма Цянь описывает жизньЧжуань-цзы
Как появились варны
"И вот из огня явился мир жизни"
Как боги обманули асуров
"Мудрые... поистине во всём сдержаны"
"Скорбь Агурамазды"
Йима
Состав Ветхого Завета
Иосиф Прекрасный
Завет и Законы
Септуагина

 

Hosted by uCoz