Энциклопедия. Всемирная литература.

Часть первая. От зарождения словесности до Гёте и Шиллера.

Электронная библиотека Сафоновского Колледжа Информационных Технологий . Методическое пособие

Другой миф рассказывает о схождении Инанны в преисподнюю — «Страну без возврата». Что понадобилось богине в мире мёртвых, из дошедшего до наших дней текста понять очень трудно. Сама она объясняет, что хотела справить погребальные обряды по супругу своей сестры Эрешкигаль — владычицы подземного царства. Из другого места сказания, однако, можно заключить, что Инанна хотела каким-то образом подчинить подземный мир себе.

Сиена жертвоприношения. Фрагмент настенной росписи. XXVIII в. до н. э.

Женская голова. Междуречье. Около 2500 г. до н. э.

Ещё один цикл шумерских сказаний повествует о подвигах правителей города Урук. Наиболее известный из этих правителей — Гильгамеш, легенды о котором слагались много веков после того, как самый звук шумерской речи был забыт.

  Гильгамеш — аккадское имя, по-шумерски его звали, вероятно, Бильга-Мес (Предок-Герой). Учёные считают Гильгамеша реальной исторической личностью — пятым правителем I династии города Урука в Шумере (конец XXVII - начало XXVI в. до н. э.).

Гильгамеш — не бог (хотя матерью его была богиня Нинсун), а мифический герой — богатырь, подобный Ахиллу или Илье Муромцу.

Гильгамеш чувствует в себе мощь, но не сразу находит ей применение. Наконец жажда славы, которая рождается из размышлений о бренностичеловеческой жизни, толкает его на подвиги:

...В моём городе умирают люди, горюет сердце!
Через стену городскую свесился я,
Трупы в реке увидел я,
Разве не так уйду и я? Воистину так, воистину так!
Самый высокий не достигнет небес,
Самый огромный не покроет земли,
Гаданье на кирпиче не сулит жизни!
В горы пойду, добуду славы!
Среди славных имён себя прославлю!
Где имён не славят, богов прославлю!

В жажде подвигов Гильгамеш взывает к солнечному богу Уту и получает от него семь волшебных помощников — это одновременно и амулеты, и живые существа. Тогда герой набирает дружину и в сопровождении слуги Энкиду отправляется на гору кедров, которую стережёт чудовище Хувава. По пути они преодолевают семь гор — каждую с помощью одного из чудовищ-амулетов. Затем Гильгамеш погружается в богатырский сон.

Во сне он, по-видимому, получает откровение, потому что встаёт с твёрдым намерением убить Хуваву: «...Доколе муж тот, — муж ли он, бог ли он, — доколе не будет схвачен он, / В горы буду стремить мой путь, от города — прочь стремить мой путь!». Хувава насылает на Гильгамеша и его дружину свои чары, имеющие образ лучей-молний. Но спутники героя рубят кедры, в которых заключена волшебная сила Хувавы, и с каждым срубленным кедром теряет силу один из магических лучей. Хувава молит о пощаде, и Гильгамеш готов пощадить его, но Энкиду противится решению господина и сам отрубает голову чудищу. Эту голову Гильгамеш приносит Энлилю, но тот вместо награды и похвалы проклинает убийцу Хувавы. Ведь Эн-лиль — покровитель мирового порядка, а Хувава был частью этого порядка.

Шумерский язык вымер, по-видимому, уже к концу И тысячелетия до н. э., и на смену шумерской пришла аккадская культура (её также называют ассиро-вавилонской: могучие державы Ассирия и Вавилония были созданы племенами аккадцев). Но ещё долгое время шумерский оставался языком культуры, как латынь в средневековой Европе или церковнославянский в Древней Руси. И аккадская литература во многом была продолжением и развитием шумерской.

Ритуальный сосуд с изображением Гильгамеша. Начало III тысячелетия до н. э. Урук.

назад
в начало  1  2  3  4  5  главная
далее

Визитная карточка

Дополнительные очерки
Похвала фараону
Забвение и память
Хвала Энлилю
Инанна в "Стране без возврата"
"Ассаргадон"
Как Мардук творит мир
На дощечке, шёлке, бумаге
Как звучат китайские стихи
Притча о силе и слабости
Сыма Цянь описывает жизньЧжуань-цзы
Как появились варны
"И вот из огня явился мир жизни"
Как боги обманули асуров
"Мудрые... поистине во всём сдержаны"
"Скорбь Агурамазды"
Йима
Состав Ветхого Завета
Иосиф Прекрасный
Завет и Законы
Септуагина

 

Hosted by uCoz