СОСТАВ ВЕТХОГО ЗАВЕТА
Евреи называют своё Священное Писание «Танах». Это
сокращение от слов «Тора», «Невийим», «Кетувим» («к» и «х» евреи
пишут одинаково), т. е. «Закон», «Пророки», «Писания»: на эти три
части принято делить ветхозаветные тексты.
Закон (Тора) иначе зовётся Пятикнижием Моисея и включает
в себя Книги Бытия, Исхода, Левит, Чисел и Второзакония. Его повествование
охватывает время от сотворения мира до прихода еврейского народа
в Землю обетованную (обещанную Богом), т. е. в Палестину.
То же историческое повествование подхватывают и книги,
включённые в цикл «Пророков»: Книга Иисуса Навина (о завоевании
Палестины); Книга Судей (о жизни евреев в Палестине и их борьбе
с местными племенами); четыре Книги Цapcтв (в еврейской и протестантской
традициях первые две называются Книгами Самуила), в которых говорится
о расцвете, расколе и падении еврейского государства от прихода
к власти Саула, первого израильского царя, до завоевания Палестины
вавилонянами и так называемого вавилонского пленения.
Сплетена с историческим повествованием бытовая повесть
— Книга Руфи. Это трогательная история женщины по имени Руфь. Потеряв
мужа, она взяла на себя заботу о свекрови и не оставила её, несмотря
на тяжёлую нужду. Умилённый её кротостью и добротой, дальний родственник
её мужа, Вооз, женился на ней. Потомком Вооза и Руфи был царь Давид.
Собственно пророческие книги по традиции делят на
«великих пророков» (Книги Исайи, Иеремии, Иезекииля и Даниила) и
«малых» (Книги Варуха, Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума,
Аввакума, Софонии, Аггея, За-харии и Малахии).
Среди пророческих книг несколько особняком стоит
Книга Ионы. Это занимательный рассказ о тщетных попытках пророка
Ионы избежать данного Богом поручения (Иону проглотила огромная
рыба — так Господь помешал ему бежать за море).
Затем нить повествования продолжают книги из раздела
«Писания». Из текстов исторического содержания в него входят: дополнения
к Книгам Царств — две книги Паралипоменон (греч. «добавления»);
рассказ о возвращении евреев из вавилонского плена и восстановлении
иерусалимского храма — три Книги Ездры (у евреев — одна) и Книга
Неемии.
К этому грандиозному историческому повествованию
примыкают и не вошедшие в еврейский канон, но сохранённые христианской
традицией три Книги Маккавейские, повествующие о восстании евреев
против царя Антиоха Эпифана (одного из наследников державы Александра
Македонского). Восстание привело к временному восстановлению еврейского
государства, пока его не поглотила могущественная Римская держава.
Сюжеты Книги Иудифи, которая в еврейский канон не
входит, и Книги Есфири отчасти схожи: обе рассказывают о женщинах,
спасших свой народ. Иудифь пришла к ассирийскому военачальнику Олоферну
как перебежчица, пленила его своей красотой, а оставшись с ним наедине,
обезглавила его. Есфирь, супруга персидского царя Артаксеркса, сумела
предотвратить погром, который затевал вельможа Аман.
Книга Товита (в еврейское Писание не вошедшая) примечательна
сплетением почти сказочных элементов с религиозными и бытовыми.
В ней рассказывается о том, как посланный Господом ангел помог благочестивому
иудею вернуть утраченное зрение, его сыну — найти невесту, а невесте
— избавиться от злого духа, убивавшего её женихов.
В раздел «Писаний» входят также книги лирического
(Псалтирь и Песнь Песней Соломона) и философского характера (Книга
Иова, Притчи Соломона, Книга Екклезиаста, или Проповедника, Книга
Премудрости Соломона и Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова).
Иона в пасти кита. Христос-отрок,
рассказывающий притчу об Ионе. Миниатюра из французской рукописной
книги XIII в. Фрагмент.
Юдифь и Олоферн. Средневековая миниатюра.
назад
в
начало главная
далее
|