ДРЕВНЕИРАНСКАЯ
ЛИТЕРАТУРА
СВЯЩЕННАЯ
КНИГА ЗОРОАСТРИЗМА
Иранские племена в древности населяли огромные территории
Передней и Средней Азии; их потомки — курды, персы, таджики, афганцы
и другие народы — живут там и поныне. Древняя религия иранцев —
зороастризм — названа по имени пророка Заратуштры (жил между X и
VI вв. до н. э.); греки называли его Зороастром (см. статью «Зороастризм:
верования и обычаи» в томе «Религии мира», часть 1, «Энциклопедии
для детей»). У зороастризма и сейчас есть последователи в Иране
и Индии. Их священная книга Авеста сохранила культурное наследие
древних иранцев. Авеста — не единое произведение, а свод памятников
разного времени и различных жанров, который вместил в себя целую
литературу (в этом она похожа на Библию).
Слово «авеста» остаётся загадочным: его переводят
то как «знание», то как «основание» («основной текст»). Дошедший
до наших дней текст Авесты тоже содержит немало загадок. Неясно
прежде всего время его создания: большинство учёных считают, что
это памятник очень древний, и относят некоторые его части к началу
I тысячелетия до н. э. Другие, однако, утверждают, что Авеста была
создана почти на тысячу лет позже — в начале новой эры.
Рельефы дворца для торжественных приёмов
в Персеполе. VI—V вв. до н. э.
До нас дошёл не полный текст Авесты, а лишь своего
рода «конспект» древнего памятника, составленный зороастрийскими
жрецами, — не более четверти первоначального объёма. Жрецы сохраняли
главным образом то, что было необходимо для ритуала (обрядовые предписания
и запреты, молитвенные формулы, списки божеств), а лирические и
особенно повествовательные фрагменты сильно сократили. Поэтому многое
пришлось восстанавливать по беглым намёкам.
Авеста состоит из пяти частей: «Вендидад», или «Видевдат»
(«Кодекс против демонов»), — это единственная книга, сохранившаяся
целиком; «Висперед» («Книга о высших»); «Ясна» («Ритуал», «Моление»);
«Яшт» («Гимны», «Восхваления») и «Малая Авеста». «Висперед» и «Малая
Авеста» с литературной точки зрения малоинтересны: это главным образом
ритуальные предписания и подобие краткого молитвослова.
Тексты, входящие в Авесту, создавались более тысячи
лет, и представления о мире, отразившиеся в них, неодинаковы. Но
тем не менее (и в этом Авеста тоже подобна Библии) они являют развитие
единой религиозной мысли.
Основы зороастрийской веры приблизительно таковы.
Существуют два извечных начала, два бога: светлый — Ахура-Мазда
(Владыка Всеведущий) и тёмный — Друдж (Ложь); впоследствии духа
зла называли также Анхра-Майнью. Мир — арена борьбы между добром
и злом; всё благое, полезное и прекрасное в нём — творение Ахура-Мазды;
всё злое, вредное и уродливое — дело рук Анхра-Майнью. Такое напряжённое
переживание борьбы между добром и злом выделяет зороастризм из числа
древневосточных языческих верований. В язычестве боги, как правило,
вообще не меряются нравственной меркой: они могут быть злы, мстительны,
несправедливы и похотливы, но они могучи, и поэтому они — боги.
В зороастризме иначе: Ахура-Мазда заслуживает поклонения не за то,
что он могуч, а за то, что он благ и мудр; Анхра-Майнью тоже могуч,
но поклонение ему — мерзость и зло. Поэтому зороастризм ближе к
современному представлению о религии, чем, скажем, египетские или
вавилонские культы.
Однако более чёткое разделение мира на добро и зло
и более твёрдая вера в существование и доступность истины порождают
нетерпимость. Для зороастризма чужая вера — это поклонение демонам,
с которыми нужно бороться, в том числе и оружием. Духовная война
с лёгкостью превращается в земную: «Не слушайте заклинаний приверженцев
лжи, сокрушайте их оружием, ибо несут они гибель и нужду дому, общине,
области и стране».
Рельефы дворца для торжественных приёмов
в Персеполе. VI—V вв. до н. э.
Сасанидский царь Ардашир II (379—
383 гг. н. э.) получает царскую диадему из рук Ахура-Мазды. Рельеф
из Так-и-Бустана.
назад
в начало 1
2 3
главная
далее
|