ИНАННА В «СТРАНЕ БЕЗ
ВОЗВРАТА»
Перед схождением в царство мёртвых,
рассказывает миф, богиня Инанна надевает семь предметов — это
одежда, украшения и одновременно обереги, наделённые магической
силой. Преисподняя находится за семью воротами, и у каждых богиню
останавливают привратники, вопрошая:
«...Кто же ты, кто?» —
«Я — звезда солнечного восхода!» —
«Если ты — звезда солнечного восхода,
Зачем пришла к „Стране без возврата"?
Как твоё сердце тебя послало на путь, откуда нет возврата?»
(Здесь и далее перевод В. К. Афанасьевой.)
|
Инанну пропускают, каждый раз снимая
с неё один из волшебных предметов. Она пытается возражать, но
слышит в ответ:
«Смирись, Инанна, всесильны законы
подземного мира!
Инанна, во время подземных обрядов молчи!»
|
Лишённая всех оберегов, Инанна оказывается
нагой и беззащитной. Владычица подземного царства Эрешкигаль убивает
её и вешает мёртвое тело на крюк. Но смерть Инанны нарушает мировую
гармонию: люди и животные на земле прекращают размножаться, а
в преисподней Эрешкигаль мучается в родах и не может разродиться.
Поэтому ей всё же приходится воскресить Инанну по требованию бога
Энки. Но демоны, охраняющие входы в царство мёртвых, не выпускают
богиню назад:
Кто из спускавшихся в мир подземный
выходил невредимо из мира подземного?
Если Инанна покинет «Страну без возврата»,
За голову голову пусть оставит!
|
И на землю Инанна выходит в окружении
демонов. Они ищут, кого им взять в преисподнюю вместо Инанны,
— и та предаёт им своего супруга Думузи:
Она на него взглянула — взгляд
её смерть!
Закричала она — в словах её гнев,
Крик издала — проклятья крик:
«Его, хватайте его!»
|
Тогда Думузи возносит мольбы к богу
Энки, тот превращает его в ящерицу (в другом варианте сказания
— в газель), и Думузи удаётся бежать. Он прячется у своей сестры
Гештинанны, но демоны настигают его и там. Тогда сестра вызывается
пойти в царство мёртвых вместо Думузи, но Инанна милостиво решает,
что полгода в царстве мёртвых будет Думузи, а другие полгода —
его сестра. По-видимому, ежегодное умирание и воскресение Думузи
символизировало жизнь растительности, «умирающей» зимой и «воскресающей»
весной. Празднества в честь такого рода умирающих и воскресающих
божеств играли огромную роль в религиях Древнего Востока.
назад
в
начало главная
далее