ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Литература Древней Индии — это мифы, легенды, гимны
богам, эпос, философские трактаты, притчи и сказки на разных языках
— ведийском, санскрите, пали, тамильском. Она объединяет и разные
верования — индуизм, буддизм и джайнизм.
Литература северной части Индии создавалась потомками
воинственных индоарийских племён, вторгшихся приблизительно в середине
II тысячелетия до н. э. через перевал Гиндукуш в Северо-Западную
Индию. Эти племена называли себя ариями (в переводе с санскрита
«благородный», «достойный») в противоположность темнокожим аборигенам,
населявшим полуостров Индостан до их прихода и называемым даса (санскр.
«враг», «раб»). Именно даса, потеснённые на юг Индии ариями, и были,
вероятно, предками современных тамилов.
В индийских литературных текстах, к какому бы жанру
они ни относились, легенды, предания и рассказы о реальных событиях
соединяются в единый поток, ибо Индия не знала историографии. Издревле
исторический подход к действительности индийцев не интересовал —
они ценили лишь духовную сторону жизни, что связано с их особым
религиозно-философским мироощущением.
Индийская культура — одна из древнейших в мире, причём
литературная традиция в Индии, в отличие, например, от египетской,
не прерывалась на протяжении своего развития. Древнеиндийская словесность
и сегодня почитается индийцами свя щенной и воспринимается как откровение
и в то же время как наставление на все случаи жизни.
|
Ведийский (ведический)
язык - наиболее ранняя разновидность древнеиндийского языка;
язык вед.
Санскрит (от санскр. «санскрита»
— «обработанный») — древнеиндийский литературный язык. Его
называют «божественным языком».
Пали — среднеиндий-ский
литературный язык, родственный санскриту; язык буддийского
канона.
Тамильский — один из дравидийских языков; распространён
на юге и юго-востоке Индии.
|
ВЕДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Началом древнеиндийской словесности североиндийского
региона считаются веды (санскр. «священное знание»). Их четыре:
Ригведа (Веда гимнов; слово «рич» означает «гимн»), Самаведа (Веда
напевов; «саман» — «хвалебная песнь», «гармония»), Яджурведа (Веда
жертвенных формул, ритуальных изречений и заклинаний; «ядж» — «жертвовать»,
«приносить жертву») и Атхарваведа (Веда заклинаний, или атхарванов;
«атхарван» — «жрец»). Они обращены к четырём группам жрецов, выполняющих
определённые функции в действе жертвоприношения: Ригведа адресуется
главному жрецу, который читает гимны и общается с богами; Самаведа
— знатоку мелодий; Яджурведа — «практику», манипулятору жертвоприношения;
Атхарваведа — брахману, руководящему всем процессом.
Литературно веды оформились в разное время: Ригведа,
древнейшая из вед, — в 1200—1000 гг. до н. э.; остальные три — приблизительно
в IX— VI вв. до н. э.
Веды заключают в себе знания древних индийцев о богах,
людях и жертвоприношении, которое соединяет мир земной и божественный.
В них отразились представления древнего человека об окружающем его
мире, о космосе, ритуале, социальном устройстве, этических ценностях
и морали. В Индии веды священны и традиционно относятся к текстам,
называемым шрути (санкср. «услышанное»). Последователи индуизма
понимают шрути как откровение, посланное богами мудрецам-риши. Риши,
таким образом, считаются легендарными родоначальниками поэзии, и
потому каждый поэт освещён божественным сиянием.
Печати из Мохенджо-Даро. Середина
III тысячелетия до н. э.
Фигурка жреца. Середина III тысячелетия
до н. э.
назад
в начало 1
2 3
4 5
6
главная
далее