Своим названием эпос обязан Бхарате, сыну Шакунталы
и царя Душьянты. Индийская традиция считает Бхарату родоначальником
Лунной династии царского рода Бхаратов. В древности Индия называлась
Бхаратваршей (Страна Бхаратов), в наше время её официальное название
на языке хинди — Бхарат.
Сюжет «Махабхараты» — история рождения, воспитания
и соперничества двух ветвей царского рода Бхаратов: Кауравов, ста
сыновей царя Дхритараштры, старшим среди которых был Дурьодхана,
и Пандавов — пяти их двоюродных братьев во главе с Юдхиштхирой.
Кауравы воплощают в эпосе демоническое начало, Пандавы — светлое,
божественное. Зависть и злоба Кауравов преследуют Пандавов всю жизнь,
но с момента помазания на царство благородного Юдхи-штхиры достигают
предела. Согласно традиции, каждый из присутствующих на церемонии
помазания может вызвать будущего повелителя на поединок, отказ невозможен,
он расценивается как проявление слабости. Кауравы, зная, что Юдхиштхира
— плохой игрок в кости, вызывают его на поединок, и он проигрывает
имущество, царство, братьев, жену и самого себя. По требованию деда
Кауравов и Пандавов, мудрого Бхишмы, проигранное возвращается Юдхиштхире,
но его вторично вызывают на игру, и он опять проигрывает всё. В
результате на совете рода было решено: Пандавы и их общая жена Драупади
отправятся в изгнание на 13 лет. Царство будет им возвращено при
условии, что последний, 13-й год они проживут никем не узнанными.
Пандавы выполнили обет, но вероломные Кауравы отказались соблюдать
условия договора, и с этого момента братья начинают готовиться к
войне.
Армии Пандавов и Кауравов встречаются на поле Куру
и сражаются 18 дней. Погибают почти все, лишь Пандавы-победители
остаются в живых. Юдхиштхира воцаряется в столице отвоёванного царства,
где долго и счастливо правит подданными. Последняя, 18-я книга повествует
о вступлении Пандавов и Драупади в небесное царство Индры.
«Махабхарата» — сокровищница индийской мифологии,
легендарной истории, познаний самого разного характера — от принципов
устройства индийского общества и его нравов до представлений о мироустройстве
и космосе. Поистине, как говорится в этой эпопее: «То, что есть
где-то в мире, есть и здесь... А того, чего здесь нет, нет нигде»
(здесь и далее перевод В. С. Семенцова).
Традиция приписывает авторство основной части поэмы
— рассказа о великой войне Кауравов и Пандавов за власть — риши
Вьясе (на санскрите его имя означает «тот, кто упорядочивает»).
Упоминание об этом есть в первой книге «Махабхараты». Вьяса, в свою
очередь, пересказал её своему ученику Вайшампаяне, тот — радже Джанамеджае
и т. д. Сюжет поэмы излагается прямой речью как своеобразный диалог
бесчисленных рассказчиков. Например, одна из глав «Книги Лесной»
начинается так «Джа-намеджая сказал (обращаясь к Вай-шампаяне. —
Здесь и далее прим. ред.): „Почтеннейший, я желаю услышать пространный
рассказ о том, как неутомимый в деяниях Партха (Юдхиштхира) обрёл
(волшебное) оружие..."». Затем следует рассказ Вайшампаяны со множеством
подробностей и отступлений.
Радха и Кришна. Индийская миниатюра
XVII в.
Титульный лист английского издания
«Махабхараты». 1898 г. Лондон.
Или другой пример. Вайшампаяна, повествуя о скорби
и стенаниях изгнанного Юдхиштхиры («Есть ли на земле царь, чей удел
был бы горше моего?!»), приводит ответ Брихадашвы: «...о соблаговоли
выслушать, о владыка земли, и я расскажу о царе, который был несчастнее
тебя». За такими словами следует история, изложенная уже новым рассказчиком
— Брихадашвой. Это знаменитая история о царе Нале и его жене Дамаянти
— об их необычном сватовстве и бракосочетании, о злоключениях венценосной
пары, о пагубной страсти Наля к игре в кости, из-за которой он лишился
состояния и царства.
На протяжении веков «Махабхарату» пересказывали многие
цари и мудрецы, чьи имена освящены традицией, и постепенно к основному
рассказу добавлялись вставные эпизоды, различные мифы и легенды,
наставления и притчи.
Пожалуй, самой знаменитой и прославленной является
та часть «Махабхараты», которая называется «Бхагавадгита», или «Гита»
(«Песнь Господня»; эпизод 6-й книги, около 730 шлок). Это своеобразный
трактат о природе дхармы (санскр. «религиозный закон», «вера», «мораль»,
«нравоучение»), познании души и пути спасения.
назад
в начало 1
2 3
4 5
6
главная
далее