«РАМАЯНА»
Второй памятник древнеиндийской эпической поэзии
посвящён деяниям Рамы, одного из любимых героев Индии и сопредельных
с ней стран. «Рамаяна» содержит двадцать четыре тысячи шлок (в четыре
раза меньше, чем «Махабхарата»), разделённых на семь книг. Сюжет
сосредоточен вокруг главного героя. В стране Айодхья (в средней
части долины реки Ганги) некогда правил справедливый царь Дашаратха.
От трёх жён у него родились четыре сына — Рама, Бхарата, Лакшмана
и Шатругхна. Все они были благородны, умны и доблестны, но всех
превосходил мужеством, красотой и силой старший из братьев — Рама.
В первой книге поэмы рассказывается, как уже в раннем
детстве он убил двух кровожадных демонов-ракшасов, угнетавших святых
отшельников-брахманов в их лесной обители. Так Рама приступил к
своему «земному назначению» — спасению мира от злых сил. Враги Рамы
— бесы, колдуны, оборотни и людоеды; друзья — обитатели лесов: обезьяны,
медведи, коршуны и вся живая природа. Атмосфера волшебства сопровождает
Раму в его подвигах и приключениях на протяжении всей поэмы.
Чудесная сила помогла ему жениться на прекрасной
царевне Сите. Её отец, царь Джанака, в своё время поклялся богам,
даровавшим ему дочь, что лишь тот станет супругом Ситы, кто сумеет
натянуть тетиву на могучий лук Шивы, хранившийся у него. Среди претендентов
были знаменитые царевичи, великие воины и сами боги, но никому не
удалось даже приподнять с земли грозное оружие. Рама же не только
натянул тетиву, но переломил лук пополам, за что и получил в жёны
царевну.
Супружеская чета жила счастливо, пока стареющий отец
Рамы, Дашаратха, не решил объявить его наследни ком и возвести на
престол. Одна из служанок, уродливая, «завистливая сердцем» горбунья
Мантхара, подговорила царицу Кайкейи, мать Бха-раты, потребовать
у Дашаратхи, чтобы тот отдал царство её сыну, а Раму изгнал в леса
на 14 лет. Когда-то царь Дашаратха обещал Кайкейи выполнить два
любых её желания в благодарность за то, что она вынесла его, израненного,
с поля боя и спасла ему жизнь. Кайкейи напомнила мужу о данном ей
слове. Царь, опутанный сетью обетов, столь чтимых индийцами, был
вынужден удовлетворить желание супруги: Рама, за которым последовали
его жена Сита и младший брат Лакшмана, отправился в изгнание. Старый
Дашаратха в разлуке с любимым сыном погрузился в океан скорби, и
вскоре его земной путь прервался. Так уже в первой книге появляется
тема разлуки, которая во многом определит поэтическую интонацию
всей «Рамаяны».
|
Одно из интересных современных толкований «Бхагавадгиты»
в духе индуистской традиции принадлежит «отцу нации» Махатме
Ганди: «...„Гита" не представляет собой описание каких-либо
исторических событий. Для пояснения той или иной духовной
истины нередко приходится прибегать к иллюстрациям внешнего
порядка. В данном случае мы имеем дело с описанием не междуусобной
борьбы двоюродных братьев, а столкновения двух начал внутри
нас — благого и греховного... Поле битвы — наше собственное
тело».
В индийской мифологической традиции Рама —
аватара бога Вишну. На санскрите «аватара» означает «нисхождение»;
имеется в виду нисхождение божества на землю, его воплощение
в смертное существо ради спасения мира. У Вишну было десять
наиболее чтимых аватар, главные из них — Рама и Кришна.
|
В лесу Рама, Сита и Лакшмана вели праведную, уединённую
жизнь, безропотно перенося лишения, а брахманы-отшельники приобрели
в их лице надёжную защиту от ракшасов, которыми кишели окрестности.
Сцены из поэмы «Рамаяна». Панно с
острова Бали. XX в.
Однажды в хижину к изгнанникам забрела демоница Шурпанакха,
безобразная и коварная. Она прельстилась красотой Рамы и захотела
во что бы то ни стало добиться его любви. Рама отверг её притязания,
а Лакшмана, чтобы окончательно избавиться от надоедливой демоницы,
отрезал ей уши и нос. Шурпанакха, обливаясь кровью, воя и стеная,
бросилась искать защиты у своего могущественного брата, правителя
страны на острове Ланка, десятиголового людоеда-ракшаса Раваны —
главного противника (антагониста) Рамы в поэме. С этого момента,
собственно, и начинается в «Рамаяне» война добрых и злых сил. Рама
вступает на путь «спасителя земли», предначертанный ему богами.
В образе злого демона Раваны — властителя Ланки —
более, чем в других персонажах поэмы, проявились древние мифологические
черты. Самовлюблённый и взбалмошный деспот, коварный обольститель
женщин, он мог являться в облике то прекрасного витязя, то отвратительного
десятиголового ракшаса. Его богатство, могущество и сила почти не
знали себе равных, парадоксальным образом сочетались в нём святость
и нечестие. В поздних по отношению к «Рамаяне» литературных памятниках
могущество Раваны объясняется даром, полу ченным им от бога Брахмы
за великое подвижничество.
Оскорблённая Шурпанакха уговорила брата похитить
Ситу и тем досадить добродетельному Раме. Равана обратился за помощью
к ракша-су Мариче (санскр. «мираж»), обладавшему способностью принимать
разные обличья. Марича, явившись перед Ситой в облике золотой антилопы,
покорил её своей красотой. Сита умолила супруга поймать волшебное
существо. Так в поэме появляется мотив призрачного счастья и обречённой
погони за ним, ибо желание обладать замешено на тщеславии собственника,
а золотая антилопа (лань или олень) становится нарицательным понятием,
символом тщеты человеческих страстей.
назад
в начало 1
2 3
4 5
6
главная
далее