Энциклопедия. Всемирная литература.

Часть первая. От зарождения словесности до Гёте и Шиллера.

Электронная библиотека Сафоновского Колледжа Информационных Технологий . Методическое пособие

Бог Индра в сопровождении апсар. Роспись монастыря в Аджанте. V—VI вв.

Ригведа — это собрание из 1028 гимнов разной длины и содержания. Они группируются в книги, или мандалы (санкср. «круг», «диск»), и сосредоточены вокруг нескольких мифов, составляющих ядро собрания, служившее неким образцом. Содержание гимнов, постепенно добавляемых к первоначальным, неизбежно повторяется, как бы расходясь кругами от единого центра. Гимны передавались из уст в уста в кругу посвящённых. Как правило, это были жреческие роды легендарных риши. Ригведа создавалась постепенно. Искусство риши заключалось в том, чтобы удачно следовать древним образцам, не выходя за пределы традиционного набора тем, каждой из которых соответствовал свой набор словесных формул-штампов. Риши как бы «ткали вариант заданного узора по заданной канве». Так складывался знаменитый индийский поэтический и эстетический канон, который просуществовал практически без изменений до XX в.

Большая часть гимнов содержит прославления богов и просьбы жертвователей, и, поскольку круг мифологических персонажей и сюжетов ограничен, общее содержание Ригведы выглядит несколько монотонным. Культ ведийских богов зиждется на представлении о своеобразном кругообороте жертвенных даров. Верующий приносит жертву и восхваляет достоинства богов: воинские подвиги Индры — бога молнии и грома, главного бога Ригведы; Агни — бога священного огня и домашнего очага, второго по значению бога вед; Сурью — бога солнца, всевидящее око богов, и др. В благодарность молящийся получает желаемое — богатство, потомство, прощение и пр. Среди гимнов Ригведы выделяются космогонические гимны о возникновении мира и гимны-заговоры, хотя последние больше характерны для Атхарва-веды, тесно связанной с народной мистической поэзией. В Атхарваведе отразились архаические представления человека о силах зла, вызывающих болезни, несчастья и беды. Её гимны — это своеобразные заклинания, которые часто обращены не к богам, а к злым силам с мольбой избавить от болезней, неурядиц в семье или приворожить любимого.

 

К шрути принадлежат не только веды, но и ряд текстов, толкующих отдельные формулы и строки гамнов. Это брахманы, посвящённые происхождению ведийских ритуалов и их сути; араньяки (буквально «лесные книга»), которые надлежит отшельникам изучать в лесу; упанишады (буквально «усаживание рядом», т. е. у ног учителя) — сокровенное учение, которое гуру (духовный наставник) тайно передает ученику.

Метрика ведийских гимнов традиционна для индийской поэзии. В её основе лежит силлабический (слоговой) принцип: единицей метра (размера) является пада (строка), которая должна иметь определённое количество матр (слогов). Из пад складываются более крупные единицы — строфы, как правило нерифмованные.

Тексты смрити, в отличие от шрути, приписываются земным, освящённым традицией авторитетам. Такими были Вьяса и Вальмики — легендарные создатели эпоса.

Шлока — двустишие, каждая из пад которого содержит 16 матр.

Кроме шрути в древнеиндийской словесности существует ещё и смpumu (санскр. «память», «воспоминание»). К смрити в числе многого другого (сказаний о древности, сводов законов и пр.) относится и знаменитый индийский эпос -«Махабхарата» и «Рамаяна».

«МАХАБХАРАТА»

Индийский эпос представляют две эпопеи — «Махабхарата» и «Рамаяна», разные по объёму и характеру, но одинаково знаменитые на весь мир. «Махабхарата» («Сказание о великих Бхаратах») — это 18 книг, по сути дела, целая литература, в ней сто тысяч шлок, — двустиший, заключающих в себе огромное количество легенд, мифов, сказаний, философских текстов и даже, как считают современные историки литературы, записей действительных событий, происходивших в незапамятные времена. Текст «Махабхараты» складывался постепенно, примерно с IV в. до н. э. по IV в. н. э. Но уже задолго до этого, возможно, со второй половины II тысячелетия до н. э., эпопея бытовала среди различных племён Северо-Западной Индии во многих устных вариантах.

Фронтиспис английского издания «Махабхараты». 1898 г. Лондон.

назад
в начало  1  2  3  4  5  6    главная
далее

Визитная карточка

Дополнительные очерки
Похвала фараону
Забвение и память
Хвала Энлилю
Инанна в "Стране без возврата"
"Ассаргадон"
Как Мардук творит мир
На дощечке, шёлке, бумаге
Как звучат китайские стихи
Притча о силе и слабости
Сыма Цянь описывает жизньЧжуань-цзы
Как появились варны
"И вот из огня явился мир жизни"
Как боги обманули асуров
"Мудрые... поистине во всём сдержаны"
"Скорбь Агурамазды"
Йима
Состав Ветхого Завета
Иосиф Прекрасный
Завет и Законы
Септуагина

 

Hosted by uCoz