Бог Индра в сопровождении апсар. Роспись
монастыря в Аджанте. V—VI вв.
Ригведа — это собрание из 1028 гимнов разной длины
и содержания. Они группируются в книги, или мандалы (санкср. «круг»,
«диск»), и сосредоточены вокруг нескольких мифов, составляющих ядро
собрания, служившее неким образцом. Содержание гимнов, постепенно
добавляемых к первоначальным, неизбежно повторяется, как бы расходясь
кругами от единого центра. Гимны передавались из уст в уста в кругу
посвящённых. Как правило, это были жреческие роды легендарных риши.
Ригведа создавалась постепенно. Искусство риши заключалось в том,
чтобы удачно следовать древним образцам, не выходя за пределы традиционного
набора тем, каждой из которых соответствовал свой набор словесных
формул-штампов. Риши как бы «ткали вариант заданного узора по заданной
канве». Так складывался знаменитый индийский поэтический и эстетический
канон, который просуществовал практически без изменений до XX в.
Большая часть гимнов содержит прославления богов
и просьбы жертвователей, и, поскольку круг мифологических персонажей
и сюжетов ограничен, общее содержание Ригведы выглядит несколько
монотонным. Культ ведийских богов зиждется на представлении о своеобразном
кругообороте жертвенных даров. Верующий приносит жертву и восхваляет
достоинства богов: воинские подвиги Индры — бога молнии и грома,
главного бога Ригведы; Агни — бога священного огня и домашнего очага,
второго по значению бога вед; Сурью — бога солнца, всевидящее око
богов, и др. В благодарность молящийся получает желаемое — богатство,
потомство, прощение и пр. Среди гимнов Ригведы выделяются космогонические
гимны о возникновении мира и гимны-заговоры, хотя последние больше
характерны для Атхарва-веды, тесно связанной с народной мистической
поэзией. В Атхарваведе отразились архаические представления человека
о силах зла, вызывающих болезни, несчастья и беды. Её гимны — это
своеобразные заклинания, которые часто обращены не к богам, а к
злым силам с мольбой избавить от болезней, неурядиц в семье или
приворожить любимого.
|
К шрути принадлежат не только веды, но и ряд
текстов, толкующих отдельные формулы и строки гамнов. Это
брахманы, посвящённые происхождению ведийских ритуалов и их
сути; араньяки (буквально «лесные книга»), которые надлежит
отшельникам изучать в лесу; упанишады (буквально «усаживание
рядом», т. е. у ног учителя) — сокровенное учение, которое
гуру (духовный наставник) тайно передает ученику.
Метрика ведийских гимнов традиционна для индийской
поэзии. В её основе лежит силлабический (слоговой) принцип:
единицей метра (размера) является пада (строка), которая должна
иметь определённое количество матр (слогов). Из пад складываются
более крупные единицы — строфы, как правило нерифмованные.
Тексты смрити, в отличие от шрути, приписываются
земным, освящённым традицией авторитетам. Такими были Вьяса
и Вальмики — легендарные создатели эпоса.
Шлока — двустишие, каждая из пад которого
содержит 16 матр.
Кроме шрути в древнеиндийской словесности
существует ещё и смpumu (санскр. «память», «воспоминание»).
К смрити в числе многого другого (сказаний о древности, сводов
законов и пр.) относится и знаменитый индийский эпос -«Махабхарата»
и «Рамаяна».
|
«МАХАБХАРАТА»
Индийский эпос представляют две эпопеи — «Махабхарата»
и «Рамаяна», разные по объёму и характеру, но одинаково знаменитые
на весь мир. «Махабхарата» («Сказание о великих Бхаратах») — это
18 книг, по сути дела, целая литература, в ней сто тысяч шлок, —
двустиший, заключающих в себе огромное количество легенд, мифов,
сказаний, философских текстов и даже, как считают современные историки
литературы, записей действительных событий, происходивших в незапамятные
времена. Текст «Махабхараты» складывался постепенно, примерно с
IV в. до н. э. по IV в. н. э. Но уже задолго до этого, возможно,
со второй половины II тысячелетия до н. э., эпопея бытовала среди
различных племён Северо-Западной Индии во многих устных вариантах.
Фронтиспис английского издания «Махабхараты».
1898 г. Лондон.
назад
в начало 1
2 3
4 5
6
главная
далее