КАТТУЛ
(87 или 84-54 до н. э.)
В древние времена сохранность текстов была гарантирована
лишь для произведений, входивших в школьную программу, а таких
изощрённых и легкомысленных авторов, как Катулл и его друзья,
в школе, конечно, не читали. Их сочинения выживали только по воле
случая, и к Катуллу он оказался благосклонен.
Гай Валерий Катулл был одним из поэтов, которых
принято называть «неотериками» (что по-гречески значит «новые»
или «новейшие») — так иронически обозначил в одном из писем Цицерон
модных стихотворцев его времени. Из сочинений Лициния Кальва,
Гельвия Цинны и других нео-териков до нас дошло всего несколько
десятков разрозненных строк, а от Катулла осталась целая книга.
Римский светильник.
Неизвестно, сам ли Катулл составил свой сборник
или это сделали уже после его смерти. В книге 113 стихотворений,
которые распределены на три раздела по очень простому (формальному)
принципу. Сначала идут небольшие произведения, написанные разными
лирическими размерами; затем восемь длинных, написанных и лирическими
размерами, и гекзаметром, и элегическим дистихом; и наконец, эпиграммы
— короткие стихотворения, написанные элегическим дистихом (см.
дополнительный очерк «Поэтические размеры в Древней Греции»).
По ключевым словам: «маленькая», «новая», «гладко»,
«первый», «многотрудные», «учёные» — можно понять, что Катулл
объявляет себя сторонником принципов александринизма (см. статью
«Древнегреческая лирика»). «Большая книга — большое зло», — писал
Каллимах, и его последователи считали верхом мастерства уместить
обильное содержание в «маленькую» книжку (как Непот уместил всю
всемирную историю в «три тома», т. е. папирусных свитка). Автор
должен вложить в неё «много труда» — и знаний («учёности»), и
формальной отточенности («гладкости»).
Только такая книга и будет по-настоящему новой,
а её автор — по-настоящему первым. Эти принципы сказались во всех
трёх разделах катулловского сборника.
О жизни Катулла известно не много. Поэт родился
в Вероне (город на севере современной Италии), очевидно, в богатой
и знатной семье — его отец был другом Цезаря. В свите Гая Меммия
он побывал в Вифинии — такие поездки были для молодых римлян и
этапом карьеры, и образовательным туром. Приехав в Рим, Катулл
вошёл в круг молодых аристократов, многие из которых были видными
политиками. Главной чертой этого круга являлась демонстрация максимальной
свободы. Традиционным идеалом свободного римлянина была абсолютная
мужественность: сила, верность в дружбе и непримиримость к врагу
— в любой ситуации следовало быть активной, а не пассивной стороной.
Аристократы поздней республики, в том числе и круг Катулла, стремились
к этому идеалу, отбросив запреты, которые раньше не давали борьбе
самолюбий подорвать стабильность общества. Но в то же время «золотая
молодёжь» демонстрировала свободу даже и от этих норм, позволяя
себе показную женственность и изнеженность.
|
Представить
себе жизнь Катулла и его круга можно по книге Гая Саллюстия
Криспа «О заговоре Каталины», письмам и речам Цицерона. |
Подобное совмещение и конфликт двух моделей поведения
— для «большого» и «узкого мира» — встречается и в стихотворениях
Катулла. Вот «узкий мир» — Катулл пишет письмо своему другу Кальву:
«Вчера днём, Лициний, бездельничая, мы с тобой нашалились в моих
табличках, как и пристало неженкам; каждый, пиша стишки, шалил
размером туда-сюда... Вернувшись домой, разожжённый твоей прелестью
и шутками, я не мог есть, не мог спать, а в исступлении ворочался
в кровати, всё ждал, когда рассветёт и тебя увижу...». Здесь что
ни слово — вызов нормам «широкой» модели. В катулловском кругу
говорили чуть ли не на особом жаргоне, в котором слова из «большого
мира» меняли знаки на противоположные: «неженка», «рассеянный»,
«болезнь» (в значении «причуда») употреблялись в похвалу, а «строгий»,
«деловитый» — в осуждение.
Но если такого рода стихи, манеры, поведение кто-то
принимал (или делал вид, что принимает) всерьёз и называл Катулла
«бабой», то поэт мгновенно оставлял позу женственного неженки
и обращался к самым агрессивным средствам из арсенала настоящего
— по меркам «широкой» модели — мужчины, попутно разъясняя своим
обидчикам разницу между позой и реальностью:
Растяну вас и двину, негодяи! Блудный Фурий и пащенок
Аврелий! По стихам моим, лёгким и нескромным, Вы мальчишкой сочли
меня бесстыдным. Сердце чистым должно быть у поэта, Но стихи его
могут быть иными.
Говоря языком «узкого мира», Катулл бранит людей
(друзей или противников, но в любом случае — из одного круга)
за отсутствие остроумия, «столичности», за неудачно выбранную
причуду (воровать платки на пиру, всё время улыбаться, щеголяя
белыми зубами) и называет их глупцами, деревенщиной. Бранный язык
«большого мира» совсем другой: здесь перед нами уже не противопоставления
«город — деревня», «уместно — неуместно», а однообразная архаическая
грубость: «я мужчина — ты баба; я человек — ты животное; я сильный
— ты слабый».
В Новое время самый большой успех имели стихи Катулла,
посвящённые Лесбии. Это греческое имя, образованное от названия
острова Лесбос, родины Сапфо. С помощью псевдонима Катулл указывает
читателю на свой образец — поэзию Сапфо. Стихи этого условного
любовного цикла находятся и в первой, и в третьей частях сборника.
В первой части в стихах выражен или воплощён один момент, одно
состояние; в третьей части чувство, почти всегда парадоксальное,
становится предметом размышления, остроты, анализа.
Контраст двух чувств служит предметом эпиграммы,
которой и положено описывать удивительные, вызывающие недоумение
и восхищение вещи. Но это не только чувства — для римлянина глаголы
«ненавижу» и «люблю» означали прежде всего деятельное проявление
и вражды, и желания. В число таких действий входили и высказывания:
бранные стихи Ка-тулла против Лесбии — не просто описание ненависти,
а враждебный акт; стихи о поцелуях — не просто описание желания,
а сам акт требования или мольбы. Эти действия характерны именно
для свободного человека — только он может открыто враждовать и
желать. Но когда безымянный собеседник спрашивает: «Почему ты
это делаешь?» — в ответе активный глагол заменён пассивным (вместо
«делаю» — «делается»), а свободный человек оказывается в положении
раба (вместо «ненавижу и люблю» — «терплю пытку»).
Апулей в «Апологии» сообщает, что под именем Лесбии
скрыта некая Клодия — с XVI в. её принято отождествлять с одной
из сестёр народного трибуна Клодия Пульхра, отправившего Цицерона
в изгнание; самый яркий её портрет — в речи Цицерона «В защиту
Целия».
До конца античной эпохи Катулл остаётся одним из
любимейших поэтов образованных римлян. В Средние века он забыт;
начиная с Возрождения Катулл снова знаменит — прежде всего как
самый искренний из латинских певцов любви.
Помпейская фреска. Фрагмент.
назад
в начало
главная
далее