Энциклопедия. Всемирная литература.

Часть первая. От зарождения словесности до Гёте и Шиллера.

Электронная библиотека Сафоновского Колледжа Информационных Технологий . Методическое пособие

ПРЕВРАЩЕНИЯ ЭПИГРАММЫ

Эпиграмма (греч. «надпись») — один из древнейших видов поэзии. Сначала она действительно была надписью на предметах, отвечавшей возможному читателю (прохожему или посетителю храма) на вопросы: почему здесь стоит это надгробие? кто и зачем принёс эту вещь в храм? Надгробные эпиграммы (эпитафии) и вотивные (лат. «посвятительные», т. е. те, которые писали на вещах, посвящаемых тому или иному божеству) были наиболее распространёнными её видами. Самым частым размером был элегический дистих.

В эпоху эллинизма эпиграмма — идеальная форма «стихов на случай» — превратилась в литературный жанр. Но если в реальной надписи любопытство и вопросы бывали возбуждены самой вещью, а эпиграмме только оставалось на них ответить, то литературная эпиграмма, лишившись предмета, заменила его словесным описанием. В первой части поэт описывал предмет или ситуацию, во второй давал их объяснение или какую-либо реакцию на них. Литературная эпиграмма сохраняла старые темы, а также вводила новые; по-прежнему сочинялись эпиграммы надгробные, вотивные, посвящённые предметам искусства, но появились и любовные, насмешливые, застольные. Эпиграмма стала не столько частью литературы, сколько частью жизни — развлечением образованных, светских людей.

В Риме эпиграммы были очень популярны, но долгое время — эпиграммы греческие. Все образованные римляне были двуязычны и читали, а иногда и сами сочиняли эпиграммы на греческом языке. До Марциала, кроме эпиграмм Катулла, латинских эпиграмм известно довольно мало; и чаше всего это не произведение поэта, а забава светского человека.

назад
главная
далее

Hosted by uCoz