Энциклопедия. Всемирная литература.

Часть первая. От зарождения словесности до Гёте и Шиллера.

Электронная библиотека Сафоновского Колледжа Информационных Технологий . Методическое пособие

ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

Самое замечательное в римской литературе — то, что она вообще возникла. Начиная с III столетия до н. э., т. е. с завоеваний Александра Македонского, все средиземноморские народы так или иначе соприкасались с греческой культурой. Она господствовала при дворах эллинистических монархий; греческий язык был языком и торговли, и дипломатии.

Неотделимой от него представлялись и греческая образованность, и словесность. Тот, кто желал увидеть трагедию, ставил трагедию греческую; тот, кто хотел её сочинить, писал по-гречески. А римляне открыли, что литература не замкнута в том языке, на котором написана. Они начали сочинять драмы, поэмы, стихотворения, но не на греческом, а «как у греков». Именно это открытие римлян и сделало возможной европейскую литературу, вернее, национальные литературы европейских стран, возникавшие по образцу античной.

В начале римской истории (VIII— VI вв. до н. э.), о котором у нас очень мало сведений, в Риме, видимо, были мифы и сказители, их рассказывавшие или певшие. Если и не было большого эпоса, то существовали отдельные былины; для служения богам сочинялись гимны.

Но в то время, с которого римляне знали свою историю (VI в. до н. э.), картина совсем другая. Мифология подверглась историзации, т. е. рассказы о богах и героях, живших до того, как возник «нынешний мир», превратились в повествования о событиях римской истории с римлянами в качестве персонажей. Сказителей нет; о былинах остались одни воспоминания. В ритуалах используются фиксированные тексты — часто такие древние, что их не понимали и сами римляне.

У римлян не было ни поэзии как особого занятия, ни особого слова для неё. Словом carmen, которое позже получило значение «песнь», «стихотворение», они называли любой магический или сакральный текст — закон, договор, клятву, заклинание, колыбельную. Но рядом с этим народом без мифов и без поэтов жили другие народы, у которых мифы и поэты были, прежде всего — греки. Римляне считали, что у греков те же главные боги, что и у них, только с другими именами: греческий Зевс — это римский Юпитер, Гера — Юнона, Гермес — Меркурий, греческие музы — камены и т. д. Кроме того, многие герои греческих мифов — Геракл, Одиссей, Эней и другие — странствовали когда-то в краях, где ныне жили римляне. Таким образом, греческие мифы рассказывали, по мнению римлян, об их собственных богах и о связанных с их страной героях. Не имея собственных мифов, они узнавали себя в греческих.

  Эллинистические монархии — государства под властью греков, образовавшиеся в результате завоеваний Александра Македонского.

Пример сатурнова стиха: «Поведай мне, Камена, хитростного мужа...» (начало «Одиссеи» Ливия Андроника; перевод М. Л. Гаспарова).

Капитолийская волчица. Около 500 г. до н. э. Копия.

Ритуальный танец. Фреска. V в. до н. э. Италия.

назад
в начало  1  2   главная
далее

Hosted by uCoz