Энциклопедия. Всемирная литература.

Часть первая. От зарождения словесности до Гёте и Шиллера.

Электронная библиотека Сафоновского Колледжа Информационных Технологий . Методическое пособие

ОВИДИЙ
(43 до н. э. — 17 или 18 н. э.)

Хотя Публий Овидий Назон застал в живых почти всех видных поэтов предыдущего поколения, его отделяла от них целая эпоха. Гораций, Вергилий, элегики видели и ужасы гражданских войн, и наступление мира, и переход от республики к единоличному правлению Октавиана Августа. Для поколения Овидия мир и утратаь свобод были чем-то привычным; большинство знати о свободах не жалело, развлекаясь в роскошно отстроенной Августом столице.

Переменились не только нравы и настроения, но и литературные вкусы. В моду вошли декламации и рецитации. Декламация — концертное выступление ритора на заданную тему, например: должен ли Агамемнон принести в жертву Ифигению или нет? Слушателей, естественно, интересовало не решение проблемы, а остроумие говорящего и его умение сказать что-то новое по избитому поводу. Рецитации — это публичные чтения литературных произведений. На таких чтениях слушатели аплодировали ярким, эффектным местам или неожиданным обработкам старых тем. Поэтом нового Рима и стал Овидий:

Пусть другие поют старину, я счастлив родиться
Ныне, и мне по душе время, в котором живу.

(Перевод М. Л. Гаспарова.)

Овидий учился в Риме у лучших риторов, совершил обязательное образовательное путешествие по Греции и Малой Азии и, отслужив на нескольких низших должностях (в том числе по надзору за тюрьмами), отказался от карьеры, посвятив себя поэзии. Он познакомился с поэтами старшего поколения, подружился с Проперцием, сблизился с кругом Мессалы и быстро стал знаменит:

Младшими был я чтим не меньше, чем старшие мною,
Долго известности ждать
Музе моей не пришлось.

«Скорбные элегии» (перевод С. А. Ошерова)

С 20 г. до н. э. до 8 г. н. э. вышли два издания «Любовных элегий»; «Героиды» («Послания героинь»); имевшая громкий успех, но не дошедшая до наших дней трагедия «Медея»; поэмы «Наука любви», «Лекарство от любви» и «Притирания для лица». «Метаморфозы» и первая половина поэмы «Фасты» были уже написаны, когда в 8 г. Август отправил Овидия в ссылку — на западный берег Чёрного моря, в город Томы (ныне Констанца в Румынии). Причинами изгнания сам поэт называет «песнь» и «ошибку». «Песнь» — это поэма «Наука любви», а в чём состояла «ошибка», неизвестно. Наиболее убедительны две гипотезы: либо Овидий был замешан в скандале с Юлией-младшей, внучкой Августа; либо «никакого проступка вообще не было названо, Овидию сказали: „Ты виноват — тебя наказывают; а в чём виноват — ты сам должен понимать..."» (М.Л. Гаспаров). Все книги Овидия были изъяты из публичных библиотек, его просьбы о смягчении наказания не тронули ни Августа, ни его преемника Тиберия. В ссылке Овидий и умер.

Любовные элегии по-латыни называются amores (слово «любовь» во множественном числе). Если для создателей любовной элегии — Галла, Тибулла и Проперция — любовный сюжет служил метафорой их отношения к господствующим идеям, то Овидий сводит элегию к любовной тематике, словно намеренно наивно прочитывая своих предшественников. Поэт расчищает и ограничивает жанр, как площадку для литературного состязания: он скажет то же, что и другие, но полнее и эффектнее. Шуточной эмблемой своей поэзии Овидий делает попугая: его «голос... умел всячески звук перенять». На уровне любовного сюжета желание повторить и превзойти сразу всех предшественников предстаёт у Овидия как всеобъемлющая влюбчивость:

Определённого нет,
что любовь бы мою возбуждало,
Поводов сотни — и вот
я постоянно влюблён!
.........................................................................
Словом, какую ни взять из женщин,
хвалимых в столице,
Все привлекают меня,
всех я добиться хочу!
 
(Перевод С. В. Шервинского.)

В. Ф. Нижинский в балете Н. Н. Черепнина «Нарцисс». Литография.

Овидий. «Метаморфозы». Страница из рукописной книги XV в.

Попугай, запряжённый в повозку. Гравюра XVIII в. по фреске из Геркуланума.

Сборник «Героиды» состоит из двух частей. Вначале идут 15 писем от женщин к тем, кто их покинул или бросил (все, кроме последнего, написаны от лица мифологических героинь: Пенелопы, Медеи и других, а последнее — от имени поэтессы Сапфо; многие учёные считают его подделкой под Овидия), а потом три пары писем: от Париса к Елене, от Леандра к Геро, от Аконтия к Кидиппе — и ответы.

Этот жанр — любовное письмо мифологического персонажа — изобретение Овидия. Здесь он состязается уже не с одними элегиками, а едва ли не со всеми греческими и римскими классиками сразу, прежде всего с эпиками и трагиками: героини взяты из произведений Гомера, Еврипида, Вергилия и других поэтов. Написанные элегическим дистихом (см. дополнительный очерк «Поэтические размеры в Древней Греции»), послания воспроизводят и элегическую систему ценностей: любовь важнее всего, не правы те, кто ставит выше любви славу или долг, т. е. герои, которым адресованы письма. Если Тибулл и Пропер-ций отказывались в пользу элегии от эпоса и трагедии, то Овидий переписывает их в элегическом духе.

назад
в начало
  1  2  главная
далее

Hosted by uCoz