Энциклопедия. Всемирная литература.

Часть первая. От зарождения словесности до Гёте и Шиллера.

Электронная библиотека Сафоновского Колледжа Информационных Технологий . Методическое пособие

ГОРАЦИЙ
(65—8 до н. э.)

Детство Квинта Горация Флакка прошло в небольшом городе Южной Италии. Отец его был рабом, получившим свободу и сумевшим составить небольшое состояние. Он стремился дать сыну хорошее образование: отправил его учиться сначала в Рим, а затем в Грецию, к афинским философам. Однако занятия Горация прервала гражданская война, вспыхнувшая после убийства Цезаря в 44 г. до н. э. Гораций примкнул к сторонникам республики — партии, которая, как он считал, ближе к истинной свободе и подлинным ценностям римского государства. Он даже стал командиром легиона в армии республиканцев, что довольно необычно для людей его происхождения. В решающей битве при Филиппах (42 г. до н. э.) войско республиканцев было разбито, и Гораций вернулся в Рим, получив амнистию и, как многие, отказавшись продолжать политическую борьбу.

Римская камея.

В Риме Гораций оказался в трудном положении, как материальном, так и душевном, — «с подрезанными крыльями», по его собственным словам. Имущество конфисковали, средств к существованию не было, и он начал зарабатывать на жизнь, став членом коллегии писцов, занимавшихся переписыванием законов, протоколов и других государственных документов. Основным же содержанием его жизни становятся занятия поэзией. Это сблизило его с уже известным поэтом Вергилием, а знакомство с Меценатом, приближённым Августа, переросло в дружбу, не прекращавшуюся на протяжении всей его жизни. Гораций, однако, смог сохранить необходимую дистанцию по отношению к своему могущественному покровителю Августу и личную духовную свободу. Он отказывался от любых официальных должностей, в том числе от очень почётной должности секретаря Августа, и всецело посвятил себя поэтическому творчеству.

В ранних произведениях — «Эподах» (31—30 гг. до н. э.) — Гораций обращается к поэзии Архилоха, одного из первых греческих лириков. Позже он скажет, что использовал лишь метрику Архилоха и его «страстность», а не «темы и слова». Однако нет сомнений, что поэзия греческого автора в этот период для Горация являлась неким образцом, но не для подражания, а скорее для соревнования на пути создания римской поэзии. Гораций, ставший классиком ещё при жизни, — поэт-новатор. Ново, непривычно для латинской поэзии звучали его двустишия, в которых второй стих был значительно короче первого:

Неужто мало и полей, и волн морских
залито кровью римскою?..

(Здесь и далее перевод А. П. Семёнова-Тян-Шанского.)

Но самое главное — Гораций впервые в римской литературе соединил поэзию личного настроения с поэзией «общественного содержания». Картина гибнущего от внутренних распрей Рима, нарисованная Горацием в «Эподах», — впечатляющий образ гражданской войны и воспринимается как протест против саморазрушения римской цивилизации:

Вот уже два поколенья томятся
гражданской войною,
И Рим своей же силой разрушается...
..........................................................................
Варвар, увы, победит нас и, звоном
копыт огласивши
Наш Рим, над прахом предков
надругается...

При насмешливом тоне и полемическом задоре в стихах молодого Горация чувствуется серьёзное отношение к тому, о чём он пишет. Их темы самые разные: нападки на бездарных поэтов, выскочек-политиков, неверных возлюбленных. Но Гораций, в отличие от Архилоха, не нападает на своих личных врагов, а изображает пороки вообще.

  Эпод - в переводе с греческого «припев».

Если «Эподы» — гнев без смеха, то «Сатиры» (34—30 гг. до н. э.) — смех без гнева. «Сатиры» высмеивают не столько конкретных людей, реальных современников Горация, сколько сами человеческие недостатки. Раздражительность и лень, непостоянство и вспыльчивость присущи не отдельному человеку, а людям вообще: «Лишь имя измени, и басня о тебе рассказывается». Однако Гораций относится к человеческим слабостям с добродушным юмором, а не с язвительным смехом и негодованием.

Он понимает, что для подлинного счастья необходимо душевное спокойствие, которого нельзя достичь, не преодолев собственные недостатки. С «Сатирами» в литературу впервые пришло самонаблюдение и постоянное авторское присутствие в произведении. Прежде оно было характерно лишь для лирической поэзии, теперь стало основной чертой произведения, описывающего повседневность и разнообразие жизненных ситуаций. Жизнь даёт повод и для улыбки, и для раздумий о себе самом.

Если бы Гораций не написал ничего, кроме ранних произведений, он всё равно вошёл бы в историю литературы. Но поэт создал ещё «Оды» (23 и 13 гг. до н. э.) и «Послания» (20— 10-е гг. до н. э.), в которых наиболее полно воплотил эстетику римского классицизма.

Для современного читателя слово «ода» ассоциируется с высоким стилем и торжественным пафосом, а у Горация оно означало всего-навсего «песню» (по-гречески «оде»). На этот раз он обратился не к декламационной греческой поэзии, а к песенной, тесно связанной с музыкой, и образцом избрал творчество не одного поэта, а сразу нескольких: Сапфо, Алкея, Анакреонта (Анакреона).

Первое, что поражает в «Одах», — разнообразие тем. Здесь и стихи о любви, и дружеские послания, и отклики на современные политические события, и гимны богам, и философские размышления. Форма стихов отличается богатством самых разнообразных размеров. «Обильный размерами» — так называет Горация Овидий в своём перечне поэтов. Но «Оды» не являются лишь подражанием греческим поэтам. Недаром автор сравнивает себя с пчелой, которая перерабатывает собранный цветочный нектар.

Основное отличие стихов Горация от всей предшествующей лирической поэзии — редкое сочетание силы художественных образов и содержательности мысли. Стихи написаны по определённым поводам и обращены к конкретным лицам. Ситуации могут быть самыми обычными, но мысли и выводы поэта при кажущейся простоте удивительно глубоки. То, что он советует своему адресату, звучит просто, но исполнить это чрезвычайно сложно: жить настоящим, радоваться каждому подарку бытия и помнить, что существует лишь то, что есть в данный момент. Даже тень смерти — не повод для тягостных раздумий, а возможность ещё раз задуматься над тем, что есть только сейчас. Идеал Горация — не жизнь бездеятельная, а жизнь без страданий. Путь к ней — гармония, чувство меры, золотая середина.

Нимфа с лирой. Помпейская фреска.

Заставки к сочинениям Горация. Гравюры XVIII в.

назад
в начало    главная
далее

Hosted by uCoz