Усвоение греческой литературы в Риме
начинается в эпоху 1-й и 2-й Пунических войн (264—241 и 218— 201
гг. до н. э.). Рим пережил тогда невиданные прежде и кризисы,
и успехи и в итоге стал сильнейшей державой Средиземноморья (см.
статью «Древний Рим» в томе «Всемирная история» «Энциклопедии
для детей»). Римская знать быстро перенимала образ жизни эллинистической
аристократии с его роскошью и утончённостью. В число новых занятий
и развлечений, наряду с гастрономией, парфюмерией, коллекционированием
произведений искусства, входили образование и литература. Римские
аристократы теперь дают своим детям греческое образование, а вместе
с ним — и латинское по греческому образцу. Занятия в греческих
школах строились на чтении поэм Гомера — и Ливии Андроник (III
в. до н. э.), грек, живущий в Риме, переводит на латынь «Одиссею»
Гомера. Это был первый поэтический текст на латыни и одновременно
первый в Европе поэтический перевод.
Греческую культуру римская знать перенимала не
только для себя, но и для развлечения народа, для пользы государства
и его богов. В эпоху огромных перемен благодарить или молить о
чём-либо богов нужно было новыми способами — и вот на играх после
победы в 1-й Пунической войне римляне впервые вводят театральное
представление. Трагедию пишет тот же Ливии Андроник. Он же во
время 2-й Пунической войны сочиняет гимн Юноне для девичьего хора.
Первые опыты римского эпоса — «Одиссея» Андроника и «Пуническая
война» Гнея Невия (умер после 204 г. до н. э.) — написаны сатурно-вым
стихом. Это исконный латинский размер, о принципах которого учёные
до сих пор спорят. Он устанавливал определённую преемственность
между нововведённой греческой поэзией и традиционными римскими
текстами. Но уже Энний (239—169 до н. э.) ввёл в римскую поэзию
гекзаметр и от местной традиции сознательно отстранился: назвал
свой эпос «Анналы» не латинским словом carmen, а греческим — «поэма»
и объявил себя почитателем не римских камен, а настоящих греческих
муз, не «пророком», а поэтом. В то время литература для римлян
ещё не стала чисто книжным, «кабинетным» занятием, а почитание
муз не превратилось в чистую условность: покровитель Энния полководец
Фульвий Нобилиор устроил в Риме святилище муз, а сам Энний писал,
что в него переселилась душа Гомера.
Энний. Римская мозаика.
Школа. Рельеф надгробного памятника.
Конец II в. до н. э.
Император Август. I в. до н. э.
У эллинизации в Риме были и противники. Наиболее
яркий и авторитетный из них — Катон Старший (234—149 до н. э.),
оратор и историк Греческое влияние он считал вредным для традиционных
римских нравов и, защищая их простоту и суровость, отстаивал римские
ценности. Его позиция не помешала эллинизации, но во многом сформировала
римское самосознание и сыграла важную роль через полтора века
— во время правления императора Августа, пытавшегося возродить
«древние нравы».
На протяжении III и II вв. до н. э. поэзия, как
и другие перенесённые в Рим полезные и развлекательные эллинистические
занятия, — дело специалистов, часто приезжих. Их задача — воспевать
богов и знать, развлекать народ и аристократию. Такие специалисты
нередко владели самыми разными жанрами. Например, Энний — автор
эпоса — писал и трагедии, комедии, дидактические поэмы, сатиры.
Тем не менее римская литература ещё не существовала как самостоятельное
целое, как система взаимосвязанных жанров. Фактически, она была
частью эллинистической литературы, только сочинялась не на греческом,
а на латинском языке.
Круг ценителей, которые могут бескорыстно наслаждаться
литературой, появляется лишь в конце II в. до н. э. Вместе с ростом
образованности в высших слоях возникает интерес к обсуждению литературных
тем. Тогда же приживается ещё одно эллинистическое развлечение
— толкование литературных произведений. Луцилий — первый римский
аристократ, целиком посвятивший себя литературе; он обратился
к поэзии как к средству, которое можно использовать и для споров
по самым разным вопросам, и для личных нападок, и для рассказа
о себе.
В эпоху поздней республики поэзия превращается
и в более важное, и в более достойное занятие. На это время приходится
творчество Катулла и Лукреция. Специалисты, знатоки литературы
— и греческие, и римские, — становятся помощниками знатных дилетантов.
С самого начала римские литераторы ориентировались на эллинистическую
литературу — но теперь на первый план в качестве образца выходит
не массовая (эпос, драма), а «учёная», т. е. для немногих, поэзия.
Золотой век римской литературы — эпоха Августа;
в истории литературы так принято называть не время правления первого
римского императора (31 г. до н. э. — 14 г. н. э.), а период от
смерти Цицерона (43 г. до н. э.) до смерти Овидия (17 или 18 г.
н. э.). Главным опытом Вергилия, Горация и других писателей этого
поколения были ужасы гражданских войн, после которых восстановление
мира при Августе казалось настоящим чудом. Была восстановлена
и республика, но лишь как прикрытие для единоличного правления
императора. Именно поэзия лучше всего смогла рассказать и о чудесном
спасении римлян, и об установившемся в стране неофициальном единовластии.
Трагический актёр после выступления.
Помпейская фреска.
В эпоху Августа римская литература
превращается в целостную систему, сознательно построенную по аналогии
с греческой. Вергилий пишет сокращённый аналог «Одиссеи» и «Илиады»
— «Энеиду», которая по замыслу автора должна занять в римской
культуре такое же место, как гомеровские поэмы — в греческой.
Тит Ливии и Гораций создают то, что должно было стать и стало
классикой римской историографии и лирики. Классиком ораторского
искусства признаётся недавно умерший Цицерон. Римская литература
обретает наконец — сохраняя все связи с классической и современной
греческой словесностью — самостоятельность. Эпоха Августа для
следующих поколений римских писателей служит точкой отсчёта —
«августовским» классикам подражают, их пародируют, от них отталкиваются,
через их голову возвращаются к более ранним авторам. После победы
христианства (с 313 г. эту религию в Риме официально разрешают,
а с 380 г. её признают единственной государственной религией)
и гибели империи римская литература стала главной хранительницей
всей античной культуры в Европе. Латынь была общим языком средневековой
и ренессансной Европы. Написанные на латыни классические тексты
(в первую очередь Вергилия) составляли основу школьного обучения.
назад
в начало 1
2
главная
далее