ПЕТРОНИЙ
(? -66 н. э.)
Роман римского писателя Гая Петрония Арбитра «Сатуры»
(или «Сатирикон») принадлежит к числу самых загадочных памятников
античной литературы. Нет прямых свидетельств того, что автором
этого произведения был именно он. Лишь на основании косвенных
данных учёные отождествляют автора с тем Петронием, о котором
пишет в своих «Анналах» римский историк Тацит.
Занимая государственные посты, Петроний, по отзывам
Тацита, «выказал себя достаточно деятельным и способным справляться
с возложенными на него поручениями», но, оставив государственную
службу, «был принят в тесный круг наиболее доверенных приближённых
Нерона и сделался в нём законодателем изящного вкуса, так что
Нерон стал считать приятным и исполненным пленительной роскоши
только то, что одобрено Петронием».
В 66 г. Петроний был обвинён в заговоре и, не дожидаясь
приговора, покончил жизнь самоубийством, проведя свои последние
часы на пиру, среди друзей, в обстановке привычной роскоши. В
составленном перед смертью завещании он заклеймил все распутства
и преступления императора.
Картина нравов, изображённых в романе, вполне соответствует
эпохе императорского Рима I в. «Сатирикон» (греч. «сатирикон»
— родительный падеж из словосочетания «книги сатир») — так обычно
называют роман, дошедший до наших дней не полностью, а лишь в
отрывках. Достоверно восстановить его сюжетную схему невозможно,
поэтому нельзя точно определить, каково соотношение сохранившегося
текста и всего романа. Одни учёные полагают, что уцелела треть
произведения, другие считают, что до нас дошла только десятая
его часть.
«Сатирикон» — первый известный образец римского
романа, и нет сведений ни о его предшественниках, ни о продолжении
традиции. Главная тема — похождения мелких авантюристов и сатира
на нравы разбогатевших вольноотпущенников. Повествование в основном
прозаическое, но со значительными стихотворными вставками.
Главные герои «Сатирикона» — искатели приключений
Энколпий (от лица которого ведётся рассказ) и его юный спутник
Гитон. Энколпий, в прошлом член культурного общества, превратился
в преступника и бродягу. Он ограбил виллу, храм, стал гладиатором.
Как Одиссея преследовал гнев Посейдона, так и Энколпия преследует
гнев божества, но только более низменного, — бога сладострастия
Приапа. Он скитается по разным городам Италии, живёт подачками
богатых людей, которые приглашают его на обеды и ужины для развлечения.
Герои попадают во всевозможные переделки, оказываются то в притоне,
то на корабле, то в картинной галерее, встречаются с искателями
наследства и ворами, рабами и бродягами, матронами, ищущими любовных
приключений, и опустившимися риторами. Но и на самом дне общества
они ведут споры о судьбах литературы и искусства.
Наиболее интересный эпизод романа — это сцена,
где персонажи попадают на пир к Тримальхиону. Богатый хозяин дома
— бывший раб (имя его означает «втройне отвратительный») — выглядит
не таким отталкивающим, как многие другие персонажи. Неумеренная
роскошь в его доме говорит об отсутствии вкуса и невежестве, но
Петроний показывает и добродушие Тримальхиона, его гостеприимство
и щедрость. Иными словами, этот персонаж не столько отвратителен,
сколько смешон.
Интересно, что одним из средств характеристики
как самого Тримальхиона, так и его гостей впервые в литературе
становится язык. Сочные народные словечки, поговорки и прибаутки,
отклонения от грамматических норм делают «Сатирикон» ценнейшим
памятником «народной латыни» — живой разговорной («вульгарной»)
речи, послужившей главной основой романских языков.
В романе виден исключительный интерес к литературе,
особенно к поэтическому творчеству. Мифологические сюжеты, далёкие
от современной жизни, которыми изобилуют поэмы бездарных поэтов,
— это свидетельство упадка литературы, полагает автор «Сатирикона».
Возможно, что, изображая такого рода сочинителей, Петроний пародирует
императора Нерона, мнившего себя великим поэтом.
В. Клемке. Иллюстрации к книге Петрония
«Сатирикон».
Петроний называл свой роман «новым по откровенной
непосредственности», однако нельзя забывать и об элементах пародии
и сатиры в нём. Идеальные образы влюблённых в греческом романе,
их странствия, разлука, скитания, преследование каким-то божеством
или влиятельным смертным — надо всем этим откровенно смеётся автор
«Сатирикона». Так что можно говорить о литературной полемике в
романе. Продажные суды; бессильные перед властью денег законы;
люди, потерявшие веру в подлинные ценности, — вот что видит Петроний
в реальной жизни. Такое общество, безусловно, само является пародией
на нормальное общество и заслуживает даже не протеста, а лишь
скептически-презрительного отношения. Сатирико-бытовой приключенческий
роман XVI—XVIII вв. многим обязан Петронию. Его отголоски можно
услышать у английского романиста Генри Филдинга («История Тома
Джонса»), у французского писателя Алена Рене Лесажа («Жиль Блаз»).
Многие авторы европейского плутовского романа в своём творчестве
ориентировались именно на «Сатирикон». Занимала людей Нового времени
и судьба самого Петрония. Его образ встречается в незаконченной
«Повести из римской жизни» А С. Пушкина, а также в романе польского
писателя Генрика Сенке-вича «Камо грядеши?».
назад
в начало
главная
далее