ГОРАЦИЙ
(65—8 до н. э.)
Детство Квинта Горация Флакка прошло в небольшом
городе Южной Италии. Отец его был рабом, получившим свободу и
сумевшим составить небольшое состояние. Он стремился дать сыну
хорошее образование: отправил его учиться сначала в Рим, а затем
в Грецию, к афинским философам. Однако занятия Горация прервала
гражданская война, вспыхнувшая после убийства Цезаря в 44 г. до
н. э. Гораций примкнул к сторонникам республики — партии, которая,
как он считал, ближе к истинной свободе и подлинным ценностям
римского государства. Он даже стал командиром легиона в армии
республиканцев, что довольно необычно для людей его происхождения.
В решающей битве при Филиппах (42 г. до н. э.) войско республиканцев
было разбито, и Гораций вернулся в Рим, получив амнистию и, как
многие, отказавшись продолжать политическую борьбу.
Римская камея.
В Риме Гораций оказался в трудном положении, как
материальном, так и душевном, — «с подрезанными крыльями», по
его собственным словам. Имущество конфисковали, средств к существованию
не было, и он начал зарабатывать на жизнь, став членом коллегии
писцов, занимавшихся переписыванием законов, протоколов и других
государственных документов. Основным же содержанием его жизни
становятся занятия поэзией. Это сблизило его с уже известным поэтом
Вергилием, а знакомство с Меценатом, приближённым Августа, переросло
в дружбу, не прекращавшуюся на протяжении всей его жизни. Гораций,
однако, смог сохранить необходимую дистанцию по отношению к своему
могущественному покровителю Августу и личную духовную свободу.
Он отказывался от любых официальных должностей, в том числе от
очень почётной должности секретаря Августа, и всецело посвятил
себя поэтическому творчеству.
В ранних произведениях — «Эподах» (31—30 гг. до
н. э.) — Гораций обращается к поэзии Архилоха, одного из первых
греческих лириков. Позже он скажет, что использовал лишь метрику
Архилоха и его «страстность», а не «темы и слова». Однако нет
сомнений, что поэзия греческого автора в этот период для Горация
являлась неким образцом, но не для подражания, а скорее для соревнования
на пути создания римской поэзии. Гораций, ставший классиком ещё
при жизни, — поэт-новатор. Ново, непривычно для латинской поэзии
звучали его двустишия, в которых второй стих был значительно короче
первого:
Неужто мало и полей, и волн морских
залито кровью римскою?..
(Здесь и далее перевод А. П. Семёнова-Тян-Шанского.)
|
Но самое главное — Гораций впервые в римской литературе
соединил поэзию личного настроения с поэзией «общественного содержания».
Картина гибнущего от внутренних распрей Рима, нарисованная Горацием
в «Эподах», — впечатляющий образ гражданской войны и воспринимается
как протест против саморазрушения римской цивилизации:
Вот уже два поколенья томятся
|
гражданской
войною,
|
И Рим своей же силой разрушается...
|
.......................................................................... |
Варвар, увы, победит нас
и, звоном |
копыт огласивши
|
Наш Рим, над прахом предков
|
надругается...
|
При насмешливом тоне и полемическом задоре в стихах
молодого Горация чувствуется серьёзное отношение к тому, о чём
он пишет. Их темы самые разные: нападки на бездарных поэтов, выскочек-политиков,
неверных возлюбленных. Но Гораций, в отличие от Архилоха, не нападает
на своих личных врагов, а изображает пороки вообще.
|
Эпод -
в переводе с греческого «припев». |
Если «Эподы» — гнев без смеха, то «Сатиры» (34—30
гг. до н. э.) — смех без гнева. «Сатиры» высмеивают не столько
конкретных людей, реальных современников Горация, сколько сами
человеческие недостатки. Раздражительность и лень, непостоянство
и вспыльчивость присущи не отдельному человеку, а людям вообще:
«Лишь имя измени, и басня о тебе рассказывается». Однако Гораций
относится к человеческим слабостям с добродушным юмором, а не
с язвительным смехом и негодованием.
Он понимает, что для подлинного счастья необходимо
душевное спокойствие, которого нельзя достичь, не преодолев собственные
недостатки. С «Сатирами» в литературу впервые пришло самонаблюдение
и постоянное авторское присутствие в произведении. Прежде оно
было характерно лишь для лирической поэзии, теперь стало основной
чертой произведения, описывающего повседневность и разнообразие
жизненных ситуаций. Жизнь даёт повод и для улыбки, и для раздумий
о себе самом.
Если бы Гораций не написал ничего, кроме ранних
произведений, он всё равно вошёл бы в историю литературы. Но поэт
создал ещё «Оды» (23 и 13 гг. до н. э.) и «Послания» (20— 10-е
гг. до н. э.), в которых наиболее полно воплотил эстетику римского
классицизма.
Для современного читателя слово «ода» ассоциируется
с высоким стилем и торжественным пафосом, а у Горация оно означало
всего-навсего «песню» (по-гречески «оде»). На этот раз он обратился
не к декламационной греческой поэзии, а к песенной, тесно связанной
с музыкой, и образцом избрал творчество не одного поэта, а сразу
нескольких: Сапфо, Алкея, Анакреонта (Анакреона).
Первое, что поражает в «Одах», — разнообразие тем.
Здесь и стихи о любви, и дружеские послания, и отклики на современные
политические события, и гимны богам, и философские размышления.
Форма стихов отличается богатством самых разнообразных размеров.
«Обильный размерами» — так называет Горация Овидий в своём перечне
поэтов. Но «Оды» не являются лишь подражанием греческим поэтам.
Недаром автор сравнивает себя с пчелой, которая перерабатывает
собранный цветочный нектар.
Основное отличие стихов Горация от всей предшествующей
лирической поэзии — редкое сочетание силы художественных образов
и содержательности мысли. Стихи написаны по определённым поводам
и обращены к конкретным лицам. Ситуации могут быть самыми обычными,
но мысли и выводы поэта при кажущейся простоте удивительно глубоки.
То, что он советует своему адресату, звучит просто, но исполнить
это чрезвычайно сложно: жить настоящим, радоваться каждому подарку
бытия и помнить, что существует лишь то, что есть в данный момент.
Даже тень смерти — не повод для тягостных раздумий, а возможность
ещё раз задуматься над тем, что есть только сейчас. Идеал Горация
— не жизнь бездеятельная, а жизнь без страданий. Путь к ней —
гармония, чувство меры, золотая середина.
Нимфа с лирой. Помпейская фреска.
Заставки к сочинениям Горация. Гравюры
XVIII в.
назад
в начало
главная
далее