ПРЕВРАЩЕНИЯ
ЭПИГРАММЫ
Эпиграмма (греч. «надпись») — один из древнейших
видов поэзии. Сначала она действительно была надписью на предметах,
отвечавшей возможному читателю (прохожему или посетителю храма)
на вопросы: почему здесь стоит это надгробие? кто и зачем принёс
эту вещь в храм? Надгробные эпиграммы (эпитафии) и вотивные (лат.
«посвятительные», т. е. те, которые писали на вещах, посвящаемых
тому или иному божеству) были наиболее распространёнными её видами.
Самым частым размером был элегический дистих.
В эпоху эллинизма эпиграмма — идеальная форма «стихов
на случай» — превратилась в литературный жанр. Но если в реальной
надписи любопытство и вопросы бывали возбуждены самой вещью, а
эпиграмме только оставалось на них ответить, то литературная эпиграмма,
лишившись предмета, заменила его словесным описанием. В первой
части поэт описывал предмет или ситуацию, во второй давал их объяснение
или какую-либо реакцию на них. Литературная эпиграмма сохраняла
старые темы, а также вводила новые; по-прежнему сочинялись эпиграммы
надгробные, вотивные, посвящённые предметам искусства, но появились
и любовные, насмешливые, застольные. Эпиграмма стала не столько
частью литературы, сколько частью жизни — развлечением образованных,
светских людей.
В Риме эпиграммы были очень популярны, но долгое
время — эпиграммы греческие. Все образованные римляне были двуязычны
и читали, а иногда и сами сочиняли эпиграммы на греческом языке.
До Марциала, кроме эпиграмм Катулла, латинских эпиграмм известно
довольно мало; и чаше всего это не произведение поэта, а забава
светского человека.
назад
главная
далее