Энциклопедия. Всемирная литература.

Часть первая. От зарождения словесности до Гёте и Шиллера.

Электронная библиотека Сафоновского Колледжа Информационных Технологий . Методическое пособие

ЛУКРЕЦИЕЙ «О ПРИРОДЕ ВЕЩЕЙ»

Традиция дидактической (назидательной) поэзии начинается с Гесиода (см. дополнительный очерк «Гесиод»); стихами излагали свою философию Эмпедокл и Парменид. С IV в. до н. э. оригинальные научные и философские тексты обычно писали прозой. С тех пор поэты-дидактики выбирали какую-нибудь узкую область (астрономию, орнитологию, гастрономию), чтобы продемонстрировать виртуозность на трудном материале. Этот жанр, очень популярный в эллинистическом обществе, рано вошёл в римскую поэзию. Один из её основателей, Энний, написал поэму «Деликатесы» — стихотворную кулинарную книгу; Цицерон перевёл поэму Арата о звёздном небе. Но самое яркое произведение дидактического жанра — поэма Тита Лукреиия Кара (98—55 до н. э.) «О природе вещей» не похожа на эти стихотворные справочники. Автор поэмы не просто излагает учение древнегреческого философа Эпикура, но действительно стремится просветить читателя, избавить его от страха перед богами и смертью. Он объясняет в поэме, почему решил облечь спасительное учение Эпикура в стихотворную форму:

...Поскольку учение наше
Непосвящённым всегда
представляется слишком
суровым,
И ненавистно оно толпе,
то хотел я представить
Это ученье тебе в сладкозвучных
стихах пиэрийских,
Как бы приправив его поэзии
сладостным медом.
 
(Здесь и далее перевод Ф. А. Петровского.)

Возможна и ещё одна причина: если Эпикур спорил с другими философскими школами, то главными оппонентами Лукреция были пророки, т. е. защитники религии. Чтобы победить «вещанья пророков», Лукреций облекает сухие и ясные мысли Эпикура в возвышенную, полную пророческой же силы речь.

Поэма состоит из шести книг: первые две излагают учение об атомах — «первоначалах вещей»; третья доказывает, что душа смертна, а потому нет загробных мук и бояться смерти нелепо; в четвёртой рассказано о теории восприятия и описаны мучающие людей иллюзии; пятая говорит об устройстве Вселенной и её смертности, о происхождении и развитии человечества; шестая посвящена атмосферным и другим природным явлениям и катаклизмам, а завершается описанием чумы в Афинах.

Одной из главных черт дидактической поэзии эллинизма было прославление выбранного предмета — звёзды, рыб и т. п. описывали как некое чудо. Лукреций, напротив, вслед за Эпикуром отучает читателей удивляться, всё время повторяя: «Не диво, что...», поскольку удивление перед непонятным, по его мнению, причина суеверий и страха. При этом он рисует самую грандиозную и выразительную во всей античной поэзии картину природы, вбирающую всё — от Вселенной до мельчайших деталей:

В луже стоячей воды, глубиною
не более пальца,
Что меж камней мостовой
соберётся на улицах наших,
Видно такую же глубь необъятную
нам под землёю,
Как от земли до небес,
распростёртую бездной открытой;
Нам представляется тут,
что и тучи мы видим, и небо,
И в изумленье глядим на небесные
звёзды под землю.

Лукреций считал, что чем ужаснее будет нарисованная им картина обычной, т. е. непросвещённой, жизни, тем сильнее читатель захочет обрести спасение в предлагаемой философии. Поэтому поэма полна мрачных описаний человеческих страхов и бед. Эти описания повлияли, возможно, и на биографические сообщения об авторе. Почти всё, что известно о поэте, — запись в «Хронике» Блаженного Иеронима (347—415 н. э.) под 96 г. до н. э.: «Родился поэт Тит Лукреций, который потом, сведённый с ума любовным зельем, во время просветлений написал несколько книг, потом изданных Цицероном, и покончил с собой в возрасте 43 лет». Сообщения о безумии и самоубийстве поэта одни учёные считают достоверными, другие — вымыслом.

tmpB291-2.jpg

Философ. Помпейская фреска.

назад
в начало главная
далее

Hosted by uCoz