ОВИДИЙ
(43 до н. э. — 17 или 18 н. э.)
Хотя Публий Овидий Назон застал в живых почти всех
видных поэтов предыдущего поколения, его отделяла от них целая
эпоха. Гораций, Вергилий, элегики видели и ужасы гражданских войн,
и наступление мира, и переход от республики к единоличному правлению
Октавиана Августа. Для поколения Овидия мир и утратаь свобод были
чем-то привычным; большинство знати о свободах не жалело, развлекаясь
в роскошно отстроенной Августом столице.
Переменились не только нравы и настроения, но и
литературные вкусы. В моду вошли декламации и рецитации. Декламация
— концертное выступление ритора на заданную тему, например: должен
ли Агамемнон принести в жертву Ифигению или нет? Слушателей, естественно,
интересовало не решение проблемы, а остроумие говорящего и его
умение сказать что-то новое по избитому поводу. Рецитации — это
публичные чтения литературных произведений. На таких чтениях слушатели
аплодировали ярким, эффектным местам или неожиданным обработкам
старых тем. Поэтом нового Рима и стал Овидий:
Пусть другие поют старину, я счастлив родиться
Ныне, и мне по душе время, в котором живу.
(Перевод М. Л. Гаспарова.)
|
Овидий учился в Риме у лучших риторов, совершил
обязательное образовательное путешествие по Греции и Малой Азии
и, отслужив на нескольких низших должностях (в том числе по надзору
за тюрьмами), отказался от карьеры, посвятив себя поэзии. Он познакомился
с поэтами старшего поколения, подружился с Проперцием, сблизился
с кругом Мессалы и быстро стал знаменит:
Младшими был я чтим не меньше, чем старшие мною,
Долго известности ждать
Музе моей не пришлось.
«Скорбные элегии» (перевод С. А. Ошерова)
|
С 20 г. до н. э. до 8 г. н. э. вышли два издания
«Любовных элегий»; «Героиды» («Послания героинь»); имевшая громкий
успех, но не дошедшая до наших дней трагедия «Медея»; поэмы «Наука
любви», «Лекарство от любви» и «Притирания для лица». «Метаморфозы»
и первая половина поэмы «Фасты» были уже написаны, когда в 8 г.
Август отправил Овидия в ссылку — на западный берег Чёрного моря,
в город Томы (ныне Констанца в Румынии). Причинами изгнания сам
поэт называет «песнь» и «ошибку». «Песнь» — это поэма «Наука любви»,
а в чём состояла «ошибка», неизвестно. Наиболее убедительны две
гипотезы: либо Овидий был замешан в скандале с Юлией-младшей,
внучкой Августа; либо «никакого проступка вообще не было названо,
Овидию сказали: „Ты виноват — тебя наказывают; а в чём виноват
— ты сам должен понимать..."» (М.Л. Гаспаров). Все книги Овидия
были изъяты из публичных библиотек, его просьбы о смягчении наказания
не тронули ни Августа, ни его преемника Тиберия. В ссылке Овидий
и умер.
Любовные элегии по-латыни называются amores (слово
«любовь» во множественном числе). Если для создателей любовной
элегии — Галла, Тибулла и Проперция — любовный сюжет служил метафорой
их отношения к господствующим идеям, то Овидий сводит элегию к
любовной тематике, словно намеренно наивно прочитывая своих предшественников.
Поэт расчищает и ограничивает жанр, как площадку для литературного
состязания: он скажет то же, что и другие, но полнее и эффектнее.
Шуточной эмблемой своей поэзии Овидий делает попугая: его «голос...
умел всячески звук перенять». На уровне любовного сюжета желание
повторить и превзойти сразу всех предшественников предстаёт у
Овидия как всеобъемлющая влюбчивость:
Определённого нет, |
что любовь
бы мою возбуждало,
|
Поводов сотни — и вот |
я постоянно
влюблён!
|
......................................................................... |
Словом, какую ни взять из
женщин, |
хвалимых
в столице,
|
Все привлекают меня, |
всех я добиться
хочу!
|
|
(Перевод С. В. Шервинского.)
|
В. Ф. Нижинский в балете Н. Н. Черепнина
«Нарцисс». Литография.
Овидий. «Метаморфозы». Страница
из рукописной книги XV в.
Попугай, запряжённый в повозку.
Гравюра XVIII в. по фреске из Геркуланума.
Сборник «Героиды» состоит из двух частей. Вначале
идут 15 писем от женщин к тем, кто их покинул или бросил (все,
кроме последнего, написаны от лица мифологических героинь: Пенелопы,
Медеи и других, а последнее — от имени поэтессы Сапфо; многие
учёные считают его подделкой под Овидия), а потом три пары писем:
от Париса к Елене, от Леандра к Геро, от Аконтия к Кидиппе — и
ответы.
Этот жанр — любовное письмо мифологического персонажа
— изобретение Овидия. Здесь он состязается уже не с одними элегиками,
а едва ли не со всеми греческими и римскими классиками сразу,
прежде всего с эпиками и трагиками: героини взяты из произведений
Гомера, Еврипида, Вергилия и других поэтов. Написанные элегическим
дистихом (см. дополнительный очерк «Поэтические размеры в Древней
Греции»), послания воспроизводят и элегическую систему ценностей:
любовь важнее всего, не правы те, кто ставит выше любви славу
или долг, т. е. герои, которым адресованы письма. Если Тибулл
и Пропер-ций отказывались в пользу элегии от эпоса и трагедии,
то Овидий переписывает их в элегическом духе.
назад
в начало 1
2 главная
далее