РИМСКАЯ ЭЛЕГИЯ
Любовная элегия скорее всего оригинальное изобретение
римлян, и возникла она во время перехода Рима от республики к
принципату. В конце XIX — начале XX в. учёные долго искали её
греческий прообраз, но так и не нашли. Конечно, у неё были источники
и в других жанрах — и в новой комедии, с влюблёнными юношами,
и в любовной эпиграмме. Римская элегия отличается от известных
нам греческих образцов, во-первых, автобиографическим характером,
а во-вторых, тем, что каждое стихотворение является частью цикла
или книги с постоянными персонажами (поэт, его возлюбленная или
возлюбленный, друзья, покровители).
Эти персонажи, при всех различиях между поэтами-элегиками,
наделены общими чертами. Главный герой («я»), носящий имя самого
поэта, мечтает о прочном союзе с главной героиней; он беден или
разорён; ведёт или хочет вести праздную, негодную с традиционной
римской точки зрения жизнь. От другой жизни: солдата, политика,
оратора — он сознательно отказывается. Жизненному выбору соответствует
выбор литературного жанра. Обращение к элегии скорее всего было
призвано продемонстрировать независимость поэта — ведь «любовное
рабство» означает свободу от всего остального.
Возлюбленная поэта носит значащий псевдоним; она
и адресат стихотворений, и источник вдохновения; она недоступна
— из-за своего характера, из-за того, что её сторожит муж или
жадная сводня, из-за того, что она куда-то уехала или уехал герой.
От стихотворения к стихотворению даже в пределах одной книги причины
могут меняться, неизменной остаётся невозможность прочного союза.
Это и называется у элегиков несчастной любовью — не столько неразделённость
чувства, сколько неуверенность в завтрашнем дне. Излечиться от
любви герой элегий не может, даже если захочет. Героиня властвует
над ним, она — госпожа, он — её раб, он попал в «любовное рабство».
Обычно адресат всей книги — патрон (покровитель)
или друг; он — противоположность героя, воплощение традиционных
римских ценностей, т. е. деятельной гражданской и военной доблести.
Часто наряду с покровителем существуют и другие реальные адресаты
— тоже в той или иной мере антиподы героя: эпический поэт, философ
и др.
Важная черта римской элегии — в том, что к любовной
тематике её содержание не сводится (по крайней мере до Овидия).
Надев маску праздного и неудачливого влюблённого, поэт говорит
о современных ему нравах, политических и военных событиях, литературе.
Главные элегики Рима — Галл, Тибулл, Проперций,
Овидий.
Общепризнанным родоначальником римской элегии был
Корнелий Галл (около 70—26 до н. э.), соратник Октавиана в войне
с Антонием, с 30 г. до н. э. — наместник в Египте. Он впал в немилость
у Августа и покончил с собой. Из четырёх книг его элегий до нас
дошло всего десять стихов — один в позднеантичной цитате, девять
— на папирусе, найденном в 1978 г. в Египте.
Жертвоприношение Дионису. Фреска
из Геркуланума.
О жизни Альбия Тибулла (55 или 50—18 до н. э.)
известно мала родом из Центральной Италии, он принадлежал к всадническому
сословию; его покровителем и другом был Марк Валерий Мессала Корвин,
политик, военный, оратор, литератор. Под именем Тибулла сохранились
три книги, из которых, как считается теперь, ему принадлежат только
первые две; в третьей — всего несколько его стихотворений.
Первая книга, вышедшая в 26 или 25 г. до н. э.,
включает десять элегий. Главная героиня, Делия, упоминается в
пяти из них. Она — центр той жизни, о которой мечтает Тибулл,
— деревенской, небогатой, но спокойной и благочестивой.
Но этот мир существует лишь в мечтах и воспоминаниях
поэта. Перед читателем не столько реальные эпизоды, сколько вариации
на тему несбыточности мечты.
Во второй книге шесть элегий, её героиня — Немесида
(имя греческой богини мщения). Здесь с новыми для себя иронией
и сарказмом Тибулл изображает несовместимость разных частей идеала,
о котором он говорил в первой книге. Чтобы соединиться с любимой,
он согласен гнаться за богатством, совершать преступления, бросить
поэзию; и даже деревенская жизнь теперь оказывается для него тягостной.
Стихи Тибулла внешне просты, круг мотивов узок.
Но разработаны эги мотивы с виртуозным изяществом, простота никогда
не переходит ни в монотонность, ни в грубость.
До нас дошло четыре книги элегий Секста Проперция
(49 или 47—16 до н. э.). Родившись в городе Асси-зи, в знатной
семье, разорённой во время гражданской войны, он рано отказался
от обычной карьеры римлянина и занялся литературой. Первая из
четырёх написанных им книг, вышедшая в 28 г. до н. э. — самая
цельная и стройная, — принесла Проперцию славу, на него обратил
внимание Меценат.
Большинство стихотворений в ней посвящены Кинфии
— она красавица, прекрасно танцует и поёт. Её нельзя сравнить
ни с одной женщиной. Неповторимость, уникальность и самого чувства,
и его предмета — центральная тема Проперция. Он жестоко страдает
и часто заставляет страдать Кинфию, но ни на что и ни на кого
её не променяет.
Сравнить Кинфию можно только с мифологическими
героинями. Баснословная мифическая древность у Проперция — тот
же условный фон любовного сюжета, каким у Тибулла была идеальная
деревня. Сочетание страстности и безнадёжности определяет интонации
первой книги. Завершается она выходом за пределы условного любовного
сюжета — двумя короткими стихотворениями о бедствиях гражданской
войны.
В следующих книгах тон более лёгкий, подчёркивающий
условность чувств. Так, вторая книга полна шуток, построенных
на двусмысленности слова «Кинфия» — это и имя героини, и название
первой книги:
Правда ли, Кинфия, ты по
всему |
прославилась
Риму
|
И не скрываешь ничуть жизни
|
распутной
своей?
|
Помпеиская фреска.
Новую роль Проперций выбирает только в четвёртой
книге — он хочет стать «римским Каллимахом», т. е. описать происхождение
римских названий и обычаев, как Каллимах в «Причинах» описывал
греческие. Если раньше он говорил о пожизненной страсти, то теперь
подчёркивает своё актёрство и изображает своё превращение из певца
любви в певца Рима не как жизненный выбор, а как проявление бесконечной
пластичности:
В косские ткани одень — я
девушкой |
нежною стану;
|
Тогу накину — и кто мужем
меня |
не сочтёт?
|
Кроме голоса самого поэта мы слышим монологи астролога,
бога Вертумна, сводни, живых или умерших, вымышленных или реальных
женщин. В этом ряду «певец Рима» оказывается всего лишь одной
из многих масок поэта.
Стихи Секста Проперция полны неожиданных поворотов
мысли, пропусков, редких имён и форм. Поэтому античные и средневековые
переписчики нередко заменяли авторские варианты своими, более
понятными, или просто набором букв; в результате текст местами
испорчен, иногда — безнадёжно.
Римская элегия стала одним из главных образцов
для подражания в европейской любовной лирике. Меланхолический
Тибулл, страстный и ироничный Проперций, легкомысленный Овидий
— вплоть до XIX столетия постоянные персонажи европейской поэзии.
назад
в начало
главная
далее