ВЕРГИЛИИ: «ЛЬСТЕЦ» ИЛИ «ПРОРОК»
В стихах Ахматовой, отождествлявшей себя с Дидоной
(и с шекспировской Клеопатрой, у которой явные черты Дидоны),
стилизовавшей собственные переживания в формах этого образа, есть
поэтическая укоризна Энею:
И забыл ты в ужасе и муке
Сквозь огонь протянутые руки
И надежды окаянной весть... —
|
но настоящий Эней, Эней Вергилия, не забыл ничего.
Он вправду не прощает себя, и это непрошение — очень тонкая, едва
уловимая для невнимательного взгляда, но очень твёрдая грань между
поэзией Вергилия, какова она на самом деле, и тем беспроблемным
— всё равно, «пропагандистским» или «пророческим», — возвеличиванием
власти, силы и успеха или хотя бы «исторической необходимости»,
какое из неё вычитывали. В самом деле, для «льстеца» нет проблем;
но и для пророка в собственном, неметафорическом значении слова
то, что он имеет сказать, не проблема, ибо оно принимается и произносится
как внушённое свыше. Но Вергилии не был ни тем, ни другим; он
был поэтом, и специально поэтом такого типа, который обречён всю
свою жизнь одиноко, наедине со своей совестью, стоять между двумя
открытыми, всегда открытыми возможностями, двумя пределами своего
сушествования: нижний предел — если не «льстец», то впечатлительный,
сверхчувствительный, до пассивности сговорчивый восприемник и
артистический выразитель внушений своего века, какой-то медиум,
наделённый даром слова; верхний предел — если не «пророк», то
по меньшей мере мудрей, высвободившийся из пут своего малого времени
и окидывающий взглядом большую связь времён, видящий, как «сызнова
зачинается великий ряд столетий», а потому имеющий право авторитетно
учить своих современников и раскрывать им смысл их судеб. Обе
возможности остаются и присутствуют в каждом творческом акте Вергилия.
Собственно, этот творческий акт — вновь и вновь победа «мудреца»
над внушаемым артистом, но такая победа, после которой противники
будут встречаться снова, и так без конца.
(Из статьи С. С. Аверинцева «Две тысячи лет с Вергилием»)
назад
главная
далее