ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР
Греки любили театр страстно и современным
театралам могли бы во многом позавидовать. Ведь в античном театре
пьеса ставилась только один раз — повтор её был величайшей редкостью,
а сами представления давались всего три раза в год — во время
праздников в честь бога Диониса. Ранней весной справлялись Великие
Дионисии, в конце декабря — начале января — Малые, а Леней приходились
на коней января — начало февраля. Античный театр напоминал открытый
стадион: ряды его поднимались вокруг орхестры — площадки, где
происходило действие. За ней кольцо зрительских мест размыкала
скена — небольшая палатка, где хранился театральный реквизит и
переодевались актёры. Позднее скену стали использовать и как элемент
декорации — она изображала дом или дворец, как требовалось по
сюжету.
Больше всего известно о театральной
жизни Афин. Здесь жили знаменитые авторы трагедий и комедий: Эсхил,
Софокл, Еврипид, Аристофан, Менандр. Театр в Афинах располагался
на склоне Акропольского холма и вмешал пятнадцать тысяч зрителей.
Начинались представления рано утром и продолжались до вечера,
и так несколько дней подряд. К каждому празднику драматурги представляли
свои произведения. Специальное жюри выбирало лучшую драму. После
каждого представления имена авторов, названия пьес и присвоенные
им места записывались на мраморных досках.
Работать в дни театральных представлений
грекам не приходилось, напротив, посещение театра было обязанностью
афинских граждан. Самым бедным даже выплачивали деньги, чтобы
восполнить убытки. Такое почтение к драматическому искусству объясняется
тем, что театральными представлениями афиняне чтили бога Диониса.
Трагедии было принято писать четвёрками
— тетралогиями: три трагедии на какой-либо мифологический сюжет
и к ним четвёртая — уже не трагедия, а развлекательная пьеса.
В ней участвовали не только герои мифа, но и лесные демоны, похожие
на людей, но покрытые шерстью, с козлиными рожками или лошадиными
ушами, с хвостом и копытами, — сатиры. Драма с их участием называлась
сатировой драмой.
Устройство греческого театра:
1 — зрительный зал;
2 — орхестра;
3 — скена;
4 — парод;
5 — проскений.
Греческие актёры были ограничены в
своих возможностях по сравнению с современными: их лица закрывали
маски, соответствующие тому или иному персонажу. Трагические актёры
надевали котурны — обувь на высокой «платформе», которая мешала
двигаться. Зато герои казались выше и значительнее. Главными выразительными
средствами служили голос и пластика. В первых театральных постановках
актёр был всего один, а партнёром его являлся хор или корифей,
т. е. предводитель хора. Эсхил предложил ввести второго актёра,
а Софокл — третьего. Если действующих лиц в трагедии было больше
трёх, то один актёр исполнял несколько ролей, в том числе женские:
к лицедейству в Древней Греции допускались только мужчины.
В греческих спектаклях звучало много
музыки. Одна из важнейших ролей обязательно принадлежала хору
— своего рода собирательному персонажу. Хор не принимал участия
в действии, но активно комментировал его, давал оценку героям,
осуждал их или хвалил, вступая с ними в беседу, а иногда пускался
в философские рассуждения. В трагедиях хор был серьёзным и вдумчивым.
Чаше всего он по замыслу автора представлял почтенных граждан
города, в котором происходит действие. В комедиях хор нередко
составляли шуточные персонажи. У Аристофана, например, это лягушки,
птицы, облака. Соответствующие названия и у его знаменитых комедий.
Представления строились на чередовании пения и декламации.
Трагедия начиналась с того, что из
скены на орхестру выходил поющий хор. Хоровая партия, исполняемая
в движении, называлась парод (в переводе с греческого «проход»).
После этого хор оставался на орхестре до конца. Речи актёров именовали
эписодий (буквально «привходящий», «посторонний», «не относящийся
к делу»). Такое название вызвало у учёных предположение, что драматические
представления возникли из хоровых партий и именно хор поначалу
был главным «действующим лицом». За каждым эпи-содием следовал
стасим (греч. «неподвижный», «стоячий») — партия хора. Чередование
их мог нарушить коммос (греч. «удар», «биение») — страстная или
скорбная песнь, плач по герою; его исполнял дуэт корифея и актёра.
Эксод (греч, «исход», «выход») — заключительная часть трагедии.
Как и вступительная, она была музыкальной: покидая орхестру, хор
исполнял свою партию вместе с актёром.
Впрочем, в таком виде греческая трагедия
прожила короткую жизнь — всего 100 лет. Родоначальником её считается
Феспид, живший в VI в. до н. э., но от его трагедий до нас дошли
только названия и незначительные фрагменты. А у Еврипида трагедия
постепенно утрачивала первоначальный облик; хоровые партии вытеснялись
актёрскими, музыка — декламацией. По сути, Еврипид превращал трагедию
в бытовую драму.
Свой облик меняла и греческая комедия.
Ставить комедии стали в V в. до н. э. Комедийные постановки этого
времени отличались собственными правилами. Открывали представление
актёры; эта сценка называлась пролог (греч. «предварительное слово»),
после Эсхила прологи появились и в трагедиях. Затем вступал хор.
Комедия тоже состояла из эписодиев, но стасимов в ней не было,
так как хор не замирал на одном месте, а непосредственно вмешивался
в действие. Когда герои спорили, ссорились или дрались, доказывая
свою правоту, хор делился на два полу-хория и подливал масла в
огонь азартными комментариями. Принадлежностью комедии являлась
парабаса (греч. «проходящая мимо») — хоровая партия, не имеющая
почти никакого отношения к сюжету. В парабасе хор как бы говорил
от лица автора, который обращался к зрителям, характеризуя собственное
произведение.
Шуток здесь нал лысыми
нет, |
плясок
нету кордака,
|
Здесь старик, стихи бормоча,
|
палкой
собеседника
|
Не колотит, чтоб прикрыть
|
соль острот
подмоченных.
|
Не кричат здесь «Горе,
беда!», |
с факелом
не бегают.
|
Верит в силу песен своих
|
и в себя
комедия.
|
|
Аристофан.
«Облака» (перевод А. И. Пиотровского)
|
Со временем хоровые партии в комедии
сокращались, и уже в IV в. до н. э. греческая комедия, как и трагедия,
приблизилась по форме и содержанию к бытовой драме. Многие слова
из греческого театрального лексикона остались в современных европейских
языках, часто с иными значениями. Да и слово «театр» произошло
от греческого «театрон» — «место, где собираются, чтобы посмотреть».
назад
в начало
главная
далее