В ПЛЕНУ У ЖАНРА
Почему сочинитель ямбов должен быть
бедным, мстительным и сладострастным? Здесь мы вступаем в область
научных гипотез. Одна из них связана с мифом.
У Деметры, богини растительности и
земледелия, была дочь Персефона. Однажды Персефона гуляла по лугу,
и её похитил царь Аид, владыка подземного мира. Деметра бродила
по земле и искала дочь, пока бог Гелиос-Солнце не рассказал ей
правду. Деметра погрузилась в скорбь, и земля перестала цвести
и плодоносить. В странствиях богиня забрела в Элевсин (ныне пригород
Афин). Её приняли царь, царица и царевны, но неутешная Деметра
не касалась угощений. Только служанка Ямба смогла развеселить
её своими шутками. Деметра велела построить в Элевсине храм и
учредила Элевсинские таинства, или мистерии. Этот земледельческий
праздник неукоснительно справляли вплоть до IV в. н. э. Каждую
осень перед началом посева (в Греции сеяли осенью, а жали весной)
торжественная процессия шла из Афин к Элевсину. Подробности Элевсинских
таинств неизвестны, потому что разглашать их участникам было запрещено.
Но можно предположить, что в мистериях разыгрывался миф о Деметре,
в том числе и сиена с Ямбой. Произносимые от лица Ямбы шутки и
стали называться ямбами. Скорее всего они были непристойными.
В земледельческом обряде непристойность имеет магический смысл:
называя те части тела, органы и функции, которые отвечают за плодородную
силу и способность человека, она в самой природе будит эту силу.
Именно её и нужно было возродить в Деметре, отвечавшей за плодородие
всей Греции.
Ямбы Архилоха и Гиппонакта уже не
обрядовые; но непристойность и брань — главная черта обрядового
ямба — в них остались. Чтобы мотивировать её, и потребовался образ
бедного, любвеобильного, обманутого и потому озлобленного поэта.
назад
главная
далее