Энциклопедия. Всемирная литература.

Часть первая. От зарождения словесности до Гёте и Шиллера.

Электронная библиотека Сафоновского Колледжа Информационных Технологий . Методическое пособие

В ПЛЕНУ У ЖАНРА

Почему сочинитель ямбов должен быть бедным, мстительным и сладострастным? Здесь мы вступаем в область научных гипотез. Одна из них связана с мифом.

У Деметры, богини растительности и земледелия, была дочь Персефона. Однажды Персефона гуляла по лугу, и её похитил царь Аид, владыка подземного мира. Деметра бродила по земле и искала дочь, пока бог Гелиос-Солнце не рассказал ей правду. Деметра погрузилась в скорбь, и земля перестала цвести и плодоносить. В странствиях богиня забрела в Элевсин (ныне пригород Афин). Её приняли царь, царица и царевны, но неутешная Деметра не касалась угощений. Только служанка Ямба смогла развеселить её своими шутками. Деметра велела построить в Элевсине храм и учредила Элевсинские таинства, или мистерии. Этот земледельческий праздник неукоснительно справляли вплоть до IV в. н. э. Каждую осень перед началом посева (в Греции сеяли осенью, а жали весной) торжественная процессия шла из Афин к Элевсину. Подробности Элевсинских таинств неизвестны, потому что разглашать их участникам было запрещено. Но можно предположить, что в мистериях разыгрывался миф о Деметре, в том числе и сиена с Ямбой. Произносимые от лица Ямбы шутки и стали называться ямбами. Скорее всего они были непристойными. В земледельческом обряде непристойность имеет магический смысл: называя те части тела, органы и функции, которые отвечают за плодородную силу и способность человека, она в самой природе будит эту силу. Именно её и нужно было возродить в Деметре, отвечавшей за плодородие всей Греции.

Ямбы Архилоха и Гиппонакта уже не обрядовые; но непристойность и брань — главная черта обрядового ямба — в них остались. Чтобы мотивировать её, и потребовался образ бедного, любвеобильного, обманутого и потому озлобленного поэта.


назад
главная
далее

Hosted by uCoz