АРИСТОФАН
(около 446 — около 385 до н. э.)
Эпос и трагедия — жанры серьёзные.
А греки были народ весёлый и болтливый, довольствоваться одной
возвышенной строгостью им было трудно. Поэтому рядом с «высоким»
эпосом жил эпос забавный, пародийный, а в театре ставились не
только трагедии, но и комедии. Так серьёзное уравновешивалось
смеховым.
Больше всех прославился сочинитель
комедий Аристофан. Его современниками и согражданами были трагики
Софокл и Еврипид, знаменитый философ Платон и его великий учитель
Сократ. В комедиях Аристофан любил выставлять на посмешище самых
известных и важных афинских граждан, любил обыгрывать и доводить
до смешного крупные и мелкие события политической жизни Афин.
Лучшей своей комедией Аристофан считал «Облака» (423 г. до н.
э.). Старик Стрепсиад недоволен сыном Фидиппидом — любителем лошадей
и скачек. Дорогостоящее увлечение сына совершенно разорило отца,
и он погряз в долгах. Последние надежды Стрепсиад возлагает на
Сократа и его школу, где учат выдавать «кривду за правду», т.
е. доказывать любую мысль, любое положение независимо от того,
соответствует ли оно истине. План Стрепсиада таков: сын пройдёт
обучение у Сократа и сумеет отговориться от всех кредиторов, когда
они придут взимать долги. Фидиппид учиться не хочет, и старик
отправляется в Сократову «мыслильню» сам. Показав полную неспособность
освоить Сократову науку, Стрепсиад возвращается домой. Наступает
черёд Фидиппида. Успешно овладев всеми способами выдавать ложь
за правду, он справляется и с кредиторами отца. Стрепсиад торжествует,
но не подозревает, чем обернётся для него «образование» сына.
А тот начинает лупить отца, с лёгкостью доказывая, что имеет на
это право.
Стрепсиад из мести поджигает «мыслильню»,
чем и кончается комедия.
В «Облаках» Аристофан сумел показать
современную ему интеллектуальную жизнь Афин. А она была разнообразной.
Когда Аристофан был ещё ребенком, в Афинах появились платные учителя
мудрости — «умники», как называли их афиняне (так можно перевести
греческое слово «софистес»). Своим делом софисты считали обучение
людей мудрости, а мудрость их состояла вот в чём: истина относительна
— что человек понимает и воспринимает, то и правда. Объективной
истины не существует, большой простор открывается для риторики:
в чём убедишь, то и будет правдой. Именно поэтому софисты старательно
обучали афинян риторическому искусству. Учили они не бескорыстно
— за деньги.
Были в Афинах и совсем другие, бескорыстные
интеллектуалы — например, знаменитый натурфилософ Анаксагор. Он
занимался происхождением и устройством Вселенной и считал, что
мир возник из бесконечной материи, потому все небесные тела, в
том числе и Солнце, — это раскалённые материальные предметы, а
вовсе не боги, как считали греки. Анаксагору не простили такого
богохульства — его изгнали из Афин, и он умер на чужбине.
Наконец, был Сократ — не софист, не
натурфилософ, а неутомимый охотник за нравственными понятиями:
что такое мудрость, мужество, справедливость и, наконец, добродетель.
Сам Сократ ничего не писал — только беседовал, а знаем мы о его
методе ведения беседы от его ученика Платона.
Все эти течения афинского интеллектуализма
Аристофан сумел объединить в образе Сократа: он учит выдавать
«кривду за правду», как софист, утверждает, что небо — это «печь
железная», как натурфилософ, и пытается подменить старых богов
новыми божествами, Облаками, — такие воззрения афинские обыватели
приписывали самому Сократу.
Об Аристофане часто пишут, что в своих
комедиях он кого-то «осуждает» или «обличает». Скорее всего это
не таю задача древней комедии состояла в том, чтобы осмеять всё
значимое и показать мир с оборотной, смеховой стороны, облегчая
бремя серьёзности. А значимое для Афин времени Аристофана — это
прежде всего политическая и интеллектуальная жизнь, поэтому под
горячую руку комедии попадались и отдельные выдающиеся личности,
и явления гражданской жизни (например, заключение мирного договора
со Спартой — комедия «Мир»). В этом осмеянии не было никакого
личного оттенка: сам комедиограф мог с трепетом относиться к проблеме
мира, к Сократу или Еврипиду (персонаж комедии «Лягушки»), но
жанр требовал от него бестрепетного смеха.
К сожалению, в случае с Сократом всё
обернулось не так невинно: образ шарлатана и богохульника произвёл
сильное впечатление на граждан и, видимо, повлиял на решение судей
в процессе против Сократа. Его приговорили к смертной казни, и
он умер в тюрьме, выпив быстродействующий яд.
Хор всадников. Изображение на греческой
вазе.
Аристофан. «Лисистрата». Издание
1898 г. Париж.
назад
в начало 1 2
главная
далее