Энциклопедия. Всемирная литература.

Часть первая. От зарождения словесности до Гёте и Шиллера.

Электронная библиотека Сафоновского Колледжа Информационных Технологий . Методическое пособие
АРИСТОФАН
(около 446 — около 385 до н. э.)

Эпос и трагедия — жанры серьёзные. А греки были народ весёлый и болтливый, довольствоваться одной возвышенной строгостью им было трудно. Поэтому рядом с «высоким» эпосом жил эпос забавный, пародийный, а в театре ставились не только трагедии, но и комедии. Так серьёзное уравновешивалось смеховым.

Больше всех прославился сочинитель комедий Аристофан. Его современниками и согражданами были трагики Софокл и Еврипид, знаменитый философ Платон и его великий учитель Сократ. В комедиях Аристофан любил выставлять на посмешище самых известных и важных афинских граждан, любил обыгрывать и доводить до смешного крупные и мелкие события политической жизни Афин. Лучшей своей комедией Аристофан считал «Облака» (423 г. до н. э.). Старик Стрепсиад недоволен сыном Фидиппидом — любителем лошадей и скачек. Дорогостоящее увлечение сына совершенно разорило отца, и он погряз в долгах. Последние надежды Стрепсиад возлагает на Сократа и его школу, где учат выдавать «кривду за правду», т. е. доказывать любую мысль, любое положение независимо от того, соответствует ли оно истине. План Стрепсиада таков: сын пройдёт обучение у Сократа и сумеет отговориться от всех кредиторов, когда они придут взимать долги. Фидиппид учиться не хочет, и старик отправляется в Сократову «мыслильню» сам. Показав полную неспособность освоить Сократову науку, Стрепсиад возвращается домой. Наступает черёд Фидиппида. Успешно овладев всеми способами выдавать ложь за правду, он справляется и с кредиторами отца. Стрепсиад торжествует, но не подозревает, чем обернётся для него «образование» сына. А тот начинает лупить отца, с лёгкостью доказывая, что имеет на это право.

Стрепсиад из мести поджигает «мыслильню», чем и кончается комедия.

В «Облаках» Аристофан сумел показать современную ему интеллектуальную жизнь Афин. А она была разнообразной. Когда Аристофан был ещё ребенком, в Афинах появились платные учителя мудрости — «умники», как называли их афиняне (так можно перевести греческое слово «софистес»). Своим делом софисты считали обучение людей мудрости, а мудрость их состояла вот в чём: истина относительна — что человек понимает и воспринимает, то и правда. Объективной истины не существует, большой простор открывается для риторики: в чём убедишь, то и будет правдой. Именно поэтому софисты старательно обучали афинян риторическому искусству. Учили они не бескорыстно — за деньги.

Были в Афинах и совсем другие, бескорыстные интеллектуалы — например, знаменитый натурфилософ Анаксагор. Он занимался происхождением и устройством Вселенной и считал, что мир возник из бесконечной материи, потому все небесные тела, в том числе и Солнце, — это раскалённые материальные предметы, а вовсе не боги, как считали греки. Анаксагору не простили такого богохульства — его изгнали из Афин, и он умер на чужбине.

Наконец, был Сократ — не софист, не натурфилософ, а неутомимый охотник за нравственными понятиями: что такое мудрость, мужество, справедливость и, наконец, добродетель. Сам Сократ ничего не писал — только беседовал, а знаем мы о его методе ведения беседы от его ученика Платона.

Все эти течения афинского интеллектуализма Аристофан сумел объединить в образе Сократа: он учит выдавать «кривду за правду», как софист, утверждает, что небо — это «печь железная», как натурфилософ, и пытается подменить старых богов новыми божествами, Облаками, — такие воззрения афинские обыватели приписывали самому Сократу.

Об Аристофане часто пишут, что в своих комедиях он кого-то «осуждает» или «обличает». Скорее всего это не таю задача древней комедии состояла в том, чтобы осмеять всё значимое и показать мир с оборотной, смеховой стороны, облегчая бремя серьёзности. А значимое для Афин времени Аристофана — это прежде всего политическая и интеллектуальная жизнь, поэтому под горячую руку комедии попадались и отдельные выдающиеся личности, и явления гражданской жизни (например, заключение мирного договора со Спартой — комедия «Мир»). В этом осмеянии не было никакого личного оттенка: сам комедиограф мог с трепетом относиться к проблеме мира, к Сократу или Еврипиду (персонаж комедии «Лягушки»), но жанр требовал от него бестрепетного смеха.

К сожалению, в случае с Сократом всё обернулось не так невинно: образ шарлатана и богохульника произвёл сильное впечатление на граждан и, видимо, повлиял на решение судей в процессе против Сократа. Его приговорили к смертной казни, и он умер в тюрьме, выпив быстродействующий яд.

tmpD251-2.jpg

Хор всадников. Изображение на греческой вазе.

tmpD251-3.jpg

Аристофан. «Лисистрата». Издание 1898 г. Париж.

назад
в начало
  1  2   главная
далее

Hosted by uCoz