ОРАТОРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Особенности греческой культуры во
многом определялись политическим устройством Эллады, которая представляла
собой не единое государство, а совокупность городов-полисов. Управлялись
они народными собраниями, где в открытых спорах принимались важнейшие
решения. Так же гласно вершились и суды. Это придавало большую
ценность устному слову. Греки издавна поняли, что мастерство ритора
(оратора) не только божий дар; оно заключено в особых приёмах,
которым можно научиться. Так родилась риторика — теория и практика
красноречия, которой принадлежит важная роль в античной культуре.
Родоначальниками риторики стали софисты (от греч. «софос» — «мудрый»)
— первые профессионалы умственного труда в мировой истории. Для
них аксиомой было утверждение: «Истинно то, что убедительно»,
а главной мудростью считалось умение убеждать. Плоды этой науки
софисты охотно демонстрировали публике: например, произносили
хвалебные речи совершенно неподобающим предметам (лысине, супружеской
неверности и т. п.) или, доказав сперва одно утверждение, тут
же искусно доказывали обратное. Своим премудростям они обучали
за плату всех желающих, для чего и создали даже первые учебники
по риторике.
И до софистов были выдающиеся ораторы,
например Перикл (около 490 — 429 до н. э.), вождь афинской демократии.
Но они произносили речи всегда по какому-то поводу, стремясь призвать,
воодушевить или в чём-то убедить сограждан. Речи софистов «оторвались»
от практической надобности и превратились в своеобразное упражнение,
демонстрацию логических ходов и изысканного слога.
|
К софистам
причисляют Протагора, Горгия, Гиппия, Продика, Крития и
других мыслителей середины V — первой половины IV в. до
н. э. Неизвестному софисту принадлежит дошедшее до нас сочинение
«Двоякие речи». Вот одно из приводимых в нём суждений: «Болезнь
есть зло для больных, для врачей же благо. Смерть есть зло
для умирающих, а для могильщиков — благо». |
Опытный оратор обязательно вставлял
в речь указания на её план: слушатель должен был чувствовать,
почему от одной темы выступающий перешёл к другой и куда он клонит.
Начало и конец отдельных разделов и всей речи выделялись различными
способами — например, краткими и чёткими обобщающими формулировками,
которые скрепляли сказанное, придавая ему цельность. И если и
сейчас школьные сочинения учат начинать с плана, в котором должны
быть вступление и заключение, а главная часть излагается по пунктам,
— то это наследие риторической традиции.
Риторика учила не только стилю и логике.
Она давала полезный опыт связного, доходчивого повествования.
Ведь в суде или собрании нужно было разъяснять суть дела присутствующим,
причём увлекательно и внятно. Много внимания уделялось изображению
людских характеров: часто вопрос, хороший это человек или дурной,
был для судей важнее, чем виновен он или невиновен. Поэтому защитник
стремился создать в своей речи образ добродетельного гражданина,
а обвинитель — развратного и порочного. Опыт таких психологических
характеристик сыграл важную роль в развитии европейской литературы.
Красноречие в Древней Греции было
совещательное, судебное и торжественное, т. е. предполагающее
выступления в народном собрании, суде и на каком-либо знаменательном
празднестве. Речи нередко сочиняли за других лиц специальные логографы
(от греч. «логос» — «речь» и «графо» — «пишу»).
Расцвет греческой риторики приходится
на IV в. до н. э. Старейшим из крупных ораторов Афин и классиком
судебного красноречия был Лисий (около 445—380 до н. э.). Он дал
образец ясного и простого стиля, привлекающего тщательным отбором
фактов, выражений и доводов. Вот составленная Лисием фраза от
лица обвиняемого в убийстве: «А мне, судьи, остаётся только доказать,
что Эратосфен соблазнил мою жену, развратил её, опозорил моих
детей и меня обесчестил тем, что пробрался в мой дом, что это
было единственной причиной моей вражды к нему и что не ради денег,
не ради обогащения или корысти я это сделал, а только затем, чтобы
покарать его в соответствии с законом».
Исократ открыл в Афинах первую постоянную
риторскую школу. Сам он с речами не выступал, так как был робок
и слаб голосом. «Я как оселок: сам не режу, а других вострю»,
— говорил он. Исократ — мастер пышного и звучного стиля, который
пользовался особенным спросом при торжественных выступлениях.
Этот вид речей Исократ превратил в политическую публицистику.
Если из речей Лисия проступает образ идеального гражданина, то
из речей Исократа вырисовываются модель идеального государства
и облик идеального государя.
Остраконы — черепки для голосования
с именами тех, кого афиняне хотели подвергнуть изгнанию -остракизму.
На верхнем — имя Фукидида (возможно, деда великого историка),
на нижнем — имя Перикла.
Демосфен.
Самым знаменитым греческим оратором
был ученик Исократа Демосфен (384—322 до н. э.). Потомки называли
его просто Оратором (как Гомер был просто Поэтом). Стиль Демосфена
— страстный и мощный, логические доводы лишь усиливают эмоциональное
напряжение. Вот как Демосфен объясняет свою враждебность политике
Филиппа Македонского (в память о его речах против этого правителя
гневное и негодующее обличение стали называть филиппикой): «Если
он старался завладеть Евбеей, чтобы укрепиться там и напасть на
Аттику, если он стремился прибрать к рукам Мегары, захватить Орей,
сокрушить Порфм, и если он уже успел поставить Филистида тираном
в Орее, а Клитарха в Эретрии, и если он угнетал Геллеспонт, осаждал
Византии, иные эллинские города разорял, в иные возвращал изгнанников,
— итак, совершая всё это, неужто не преступал он клятву, не расторгал
договора, не нарушал мира? Неужто нет? И неужто никому из эллинов
не следовало наконец подняться и воспротивиться ему?
Неужто опять нет? Если не следовало,
а вместо этого нужно было, чтобы Эллада со всею несомненностью
оказалась, как говорится, мисийскою (троянской. — Прим.ред.) добычей
— и это при живых и здравых афинянах! — тогда, конечно, я попусту
суетился, речами этими увлечённый. Если так, то пусть всё свершившееся
зовётся моим преступлением и вменяется мне в вину!». Ораторская
проза была теснее, чем другие жанры литературы, связана с жизнью
греческого полиса. С объединением небольших общин в огромную империю
она постепенно потеряла своё значение. Но для всей античности
да и для более поздней литературы вплоть до классицизма риторика
остаётся школой художественного слова. Её приёмы сказываются и
на тематике, и на построении, и на самой словесной ткани произведений
разных жанров.
назад
в начало
главная
далее