ПЛАТОН
(около 427 — около 347 до н. э.)
С тех пор как Платон в 20-летнем возрасте
познакомился с Сократом, его интересовало одно — поиск истины.
Не только изящные парадоксы софистов, но даже поэзия, исконно
чтимая каждым греком, стала для него неприемлема. Он сжёг трагедию,
которую хотел поставить в театре, и покончил со всякими литературными
опытами, хотя поэтический дар у него был. Вот одна из его эпиграмм:
Тише, источники скал |
и поросшая
лесом вершина!
|
Разноголосый, молчи, |
гомон
пасущихся стад!
|
Пан начинает играть |
на своей
сладкозвучной свирели,
|
Влажной губою скользя |
по составным
тростникам.
|
И, окружив его роем, |
спешат
легконогие нимфы,
|
Нимфы деревьев и вод, |
танец
начать хоровой.
|
|
(Перевод Л. В. Блуменау.)
|
Писать Платону всё-таки пришлось —
ему нужно было сохранить бесценные беседы с Сократом. Так появилась
особая литературная форма — диалог (от грвч, «диалогос» — «беседа»).
Все известные нам сочинения Платона — диалоги. Некоторые из них
названы по именам участников («Ион», «Федон», «Федр», «Кратил»),
некоторые — по главной теме («Софист», «Государство», «Законы»).
Содержание платоновских бесед самое разнообразное: поэзия, красноречие,
дружба, любовь, справедливость, добродетель. Предметом обсуждения
становится и душа — как она устроена, бессмертна ли и т. п. Добраться
вместе с читателем до сути явления или понятия — вот главная цель
Платона. Достичь её помогает образ Сократа — обязательного участника
почти каждого диалога. У платоновского Сократа есть собственный,
оригинальный метод ведения беседы: он задаёт вопросы, которые
поначалу кажутся слишком мелкими, частными или просто не относящимися
к делу, но через все эти частности легко восходит к общему положению.
В диалоге «Федр» Сократ обсуждает со своим собеседником, должен
ли оратор хорошо знать предмет, о котором собирается говорить
перед народом, или ему достаточно общих представлений о нём.
Платон.
Сократ.
Сократ. Если бы я убеждал тебя приобрести
коня, чтобы сражаться с неприятелем, причём мы с тобой оба не
знали бы, что такое конь, однако же о тебе мне было бы известно,
что Федр считает конём домашнее животное с большими ушами...
Федр. Это было бы смешно, Сократ.
Сократ. Пока ещё нет, но так было
бы, если бы я стал всерьёз тебя убеждать, сочинив похвальное слово
— ослу, называя его конём и утверждая, что всячески стоит завести
это животное и дома, и в походе...
Федр. Вот это было бы уже просто смех!
Сократ. А разве смешное и забавное
не лучше ужасного и враждебного?
Федр. Несомненно.
Сократ. Так вот. Когда оратор, не
знающий, что хорошо, а что плохо, выступит перед точно так же
несведущими гражданами... и убедит их сделать что-нибудь плохое
вместо хорошего... какие плоды принесёт впоследствии посев его
красноречия?
Переходить от частного к общему, от
множественного к единому — метод того искусства, которое Платон
называл диалектикой (от греч. «диалектике техне» — «искусство
ведения беседы»). Владение диалектикой есть умение в беседе найти
истину. Это можно сделать не только возводя частное к общему,
но и противоположным способом — членя общее на частное, единое
на множественное.
назад
в начало 1 2
главная
далее