Энциклопедия. Всемирная литература.

Часть первая. От зарождения словесности до Гёте и Шиллера.

Электронная библиотека Сафоновского Колледжа Информационных Технологий . Методическое пособие

ПЛАТОН
(около 427 — около 347 до н. э.)

С тех пор как Платон в 20-летнем возрасте познакомился с Сократом, его интересовало одно — поиск истины. Не только изящные парадоксы софистов, но даже поэзия, исконно чтимая каждым греком, стала для него неприемлема. Он сжёг трагедию, которую хотел поставить в театре, и покончил со всякими литературными опытами, хотя поэтический дар у него был. Вот одна из его эпиграмм:

Тише, источники скал
и поросшая лесом вершина!
Разноголосый, молчи,
гомон пасущихся стад!
Пан начинает играть
на своей сладкозвучной свирели,
Влажной губою скользя
по составным тростникам.
И, окружив его роем,
спешат легконогие нимфы,
Нимфы деревьев и вод,
танец начать хоровой.
 
(Перевод Л. В. Блуменау.)

Писать Платону всё-таки пришлось — ему нужно было сохранить бесценные беседы с Сократом. Так появилась особая литературная форма — диалог (от грвч, «диалогос» — «беседа»). Все известные нам сочинения Платона — диалоги. Некоторые из них названы по именам участников («Ион», «Федон», «Федр», «Кратил»), некоторые — по главной теме («Софист», «Государство», «Законы»). Содержание платоновских бесед самое разнообразное: поэзия, красноречие, дружба, любовь, справедливость, добродетель. Предметом обсуждения становится и душа — как она устроена, бессмертна ли и т. п. Добраться вместе с читателем до сути явления или понятия — вот главная цель Платона. Достичь её помогает образ Сократа — обязательного участника почти каждого диалога. У платоновского Сократа есть собственный, оригинальный метод ведения беседы: он задаёт вопросы, которые поначалу кажутся слишком мелкими, частными или просто не относящимися к делу, но через все эти частности легко восходит к общему положению. В диалоге «Федр» Сократ обсуждает со своим собеседником, должен ли оратор хорошо знать предмет, о котором собирается говорить перед народом, или ему достаточно общих представлений о нём.

Платон.

Сократ.

Сократ. Если бы я убеждал тебя приобрести коня, чтобы сражаться с неприятелем, причём мы с тобой оба не знали бы, что такое конь, однако же о тебе мне было бы известно, что Федр считает конём домашнее животное с большими ушами...

Федр. Это было бы смешно, Сократ.

Сократ. Пока ещё нет, но так было бы, если бы я стал всерьёз тебя убеждать, сочинив похвальное слово — ослу, называя его конём и утверждая, что всячески стоит завести это животное и дома, и в походе...

Федр. Вот это было бы уже просто смех!

Сократ. А разве смешное и забавное не лучше ужасного и враждебного?

Федр. Несомненно.

Сократ. Так вот. Когда оратор, не знающий, что хорошо, а что плохо, выступит перед точно так же несведущими гражданами... и убедит их сделать что-нибудь плохое вместо хорошего... какие плоды принесёт впоследствии посев его красноречия?

Переходить от частного к общему, от множественного к единому — метод того искусства, которое Платон называл диалектикой (от греч. «диалектике техне» — «искусство ведения беседы»). Владение диалектикой есть умение в беседе найти истину. Это можно сделать не только возводя частное к общему, но и противоположным способом — членя общее на частное, единое на множественное.

назад
в начало
  1  2   главная
далее

Hosted by uCoz