Энциклопедия. Всемирная литература.

Часть первая. От зарождения словесности до Гёте и Шиллера.

Электронная библиотека Сафоновского Колледжа Информационных Технологий . Методическое пособие
ПОЭТИЧЕСКИЕ РАЗМЕРЫ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Древнегреческая поэзия звучала иначе, чем современная европейская, потому что строилась на чередовании долгих и кратких слогов, а не ударных и безударных. Она была напевной, мелодичной, тем более что почти всегда сопровождалась музыкой. Каждому поэтическому жанру соответствовал определённый стихотворный размер. Эпические поэмы сочинялись гекзаметром (греч. «шестимерник»). Каждая строка состояла из шести повторяющихся сочетаний слогов: долгий — краткий — краткий.

Русский язык передаёт греческий гекзаметр своими средствами: ударный слог — безударный — безударный, особым размером: — UU — UU — UU — UU — U U — U («Муза, поведай о том многоопытном муже, который...»).

Свой размер был и у элегии: первая строка каждого двустишия писалась гекзаметром, а вторая — пентаметром («пятимерником»): — UU — UU —/ — U U — U U — . По сути дела, это две с половиной начальные стопы гекзаметра, взятые дважды.

Очень популярным размером был ямб. Он строился на чередовании краткого и долгого: U — U — U — U —. Такие цепочки могли быть длиннее и короче. Ямбом сочиняли озорные стишки (ямбы), а также все актёрские партии в трагедиях и комедиях.

Песенная лирика в Древней Греции знала огромное число размеров. Воспроизвести их средствами русского языка очень трудно.

 

 

 

назад 
главная

далее

Hosted by uCoz