Энциклопедия. Всемирная литература.

Часть первая. От зарождения словесности до Гёте и Шиллера.

Электронная библиотека Сафоновского Колледжа Информационных Технологий . Методическое пособие

ИСТОРИКИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Первоначально у греков (как и у других народов) художественное слово отличалось от обычного прежде всего стихотворным ритмом: понятия «поэзия» и «литература» совпадали. В V в. до н. э. появилась проза, которая наряду с поэзией претендовала на художественность. Авторами таких прозаических сочинений были ораторы, философы и историки — те, кого ныне к писателям вообще не причисляют. Если одним из главных признаков художественной прозы Нового времени стал вымышленный сюжет, то в античности художественность тексту придавал стиль.

«Отцом истории» называют Геродота (между 490 и 480 — около 425 до н. э.). Конечно, и до него греки знали о своём прошлом — главным образом по гомеровскому эпосу, который, как полагает современная наука, в самом деле сохранил много достоверных сведений о микенской эпохе (II тысячелетие до н. э.). Видимо, существовали какие-то записи и о более поздних временах, а также о странах, входивших в кругозор греческой цивилизации. Со всеми этими источниками Геродот был знаком и использовал их в своём сочинении. Но всё это ещё не было исторической прозой в строгом смысле слова.

«Геродот Галикарнасский (Галикарнас — греческий город в Малой Азии. — Прим. ред.) излагает эти разыскания, дабы ни события с течением времени между людьми не истребились, ни великие и дивные дела, эллинами и варварами совершённые, не остались бесславными; а речь здесь будет, между прочим, и о том, от каких причин пошло между ними кровопролитие». Так начинается «История» Геродота. Сохранить в памяти достославные деяния — потребность очень древняя, ею питался и эпос. Труд Геродота отличается от него стремлением понять причины описываемых событий.

Геродот находит две такие главные причины. Первая — за дурными поступками людей неминуемо следует расплата. Нередко всё развивается по схеме: такой-то, стремясь к власти, убил такого-то, тогда сын убитого стал мстить и, собрав войско, изгнал убийцу из города... Однажды поднятая волна мщения нарастает, пока какая-то из сторон не восторжествует окончательно. Такие цепочки событий обеспечивают повествованию связность.

За человеческими делами наблюдают боги, заботясь о том, чтобы ни одна сторона не вознеслась свыше меры. Вмешательство богов, по Геродоту, — вторая причина хода истории. Главная тема книги — греко-персидские войны (500—449 гг. до н. э.), хотя сам рассказ о них занимает не столь уж много места в сочинении. Всё, что после Геродота написано об этих войнах, по сути, пересказ изложенного «отцом истории». Победа маленькой Эллады над огромной державой персов свидетельствует, по мысли автора, о том, что, выйдя за отмеренные ей азийские пределы, Персия нарушила мировую гармонию и была за это наказана. Представление о такой гармонии глубоко коренилось в греческой культуре.

Геродот первым создал прозаическое произведение такого объёма. Прямого образца у него не было, а ориентиром служил эпос Гомера. «История» — своего рода эпос в прозе, и герой его — Персидская держава. Сведения об иных странах (в том числе и об Элладе до начала войны) выглядят как развёрнутые отступления, каких много у Гомера. А само повествование «собрано» из отдельных эпизодов, подобно тому как эпическая поэма состоит из отдельных песен. Эти «песни» Геродот располагает очень продуманно, так что читатель по нескольку раз встречается со схожими ситуациями.

Хотя Геродот писал «Историю» по горячим следам войны, у него нет презрения и ненависти к персам; иногда он даже повествует о них с нескрываемым восхищением. Тем не менее пропасть между варварами, которые повинуются владыкам, и эллинами, которые подчиняются только законам, для него очевидна.

Титульный лист книги Геродота «История». Издание 1593 г. Франкфурт-на-Майне.

Геродот.

История знает немало великих битв, но не многим посчастливилось с таким рассказчиком, каким был Геродот. Марафон, Фермопилы, Сала-мин благодаря его искусству стали для всей европейской культуры символами доблести и славы.

«История» Геродота написана как эпос; «История» Фукидида (около 460—400 до н. э.) — как трагедия: проза, делая первые шаги, учится у поэзии. Стиль Геродота — эпически плавный и величавый, стиль Фукидида — предельно сжатый, полный скрытого драматизма. Геродот подводил итог победоносным греко-персидским войнам — пожалуй, самой славной странице греческой истории. Афинянин Фукидид рассказывал о последствиях междуусобной Пелопоннесской войны (431—404 гг. до н. э.), в которой Афины потерпели поражение, навсегда подорвавшее их могущество.

Фукидид настроен куда мрачнее, чем Геродот: в мире, который он описывает, правят корысть и жажда власти, ловко прикрывающиеся красивыми словами. У Геродота историю народов олицетворяли великие мужи: в начале каждой цепочки событий стоит чей-то конкретный поступок. У Фукидида отдельный человек редко попадает в поле зрения: у него борются не люди, а города или общественные группировки. Чтобы представить их позиции, Фукидид вводит в текст речи политических деятелей; в них отражаются интересы разных сил, идёт спор по поводу каких-то событий и сами события освещаются по-разному. Такие речи обычно расположены попарно — подобно выступлениям софистов «за» и «против» какого-либо утверждения.

«История» Фукидида осталась недописанной. Продолжить её взялся Ксенофонт (около 430—355 или 354 до н. э.). Но он был писателем совсем иного, чем Фукидид, склада: его привлекала не столько борьба интересов, сколько характеры и поступки людей. Когда говорят о Ксенофонте, вспоминают прежде всего не его «Греческую историю», а «Киропедию» («Воспитание Кира»), «Анабасис» («Восхождение») и «Воспоминания о Сократе».

В. Клемке. Иллюстрация к произведениям Геродота.

Hosted by uCoz