Энциклопедия. Всемирная литература.

Часть первая. От зарождения словесности до Гёте и Шиллера.

Электронная библиотека Сафоновского Колледжа Информационных Технологий . Методическое пособие

Другую свадебную песнь исполняли у дверей спальни, за которой уже находились новобрачные. Она называлась эпиталама (от греч. «таламос» — «спальня», «покои»). А когда человек умирал, его провожали треносом (греч. «плач»).

Были у греков и песни «на случай»: кто-то одержал победу в атлетических состязаниях — его нужно прославить; кто-то совершил достойный и благородный поступок — его нужно похвалить; кто-то встретился с друзьями на пирушке — и это тоже событие, которое стоит отметить подходящей песней. Песня во славу победителя называлась эпиникий (от греч. «нике» — «победа»), хвалебная песня — энкомий, а застольная — сколий. Сколии были разнообразны и по содержанию, и по мелодии, и по метрике, могли быть даже в форме загадок.

Слушатели не сразу понимали, что речь здесь идёт о кувшине с вином, а таинственная «ветвь истмийская» — просто затычка из сельдерея.

 
Персть (старосте.) — пыль, прах.

tmp1200-3.jpg

Приготовления к свадьбе. Фрагмент росписи на греческой вазе. IV в. до н. э.

Долгое время хоровые песни были не авторскими, а народными, фольклорными. Но примерно с VII в. до н. э. греки стали жить отдельными небольшими городами — полисами, — где число граждан составляло всего несколько тысяч. В полисах все знали друг друга, поэтому и сочинителей хоровых песен знали по имени и в лицо.

Самый ранний известный нам автор — Алкман (вторая половина VII в. до н. э.), живший в Спарте. Он любил писать парфении. Один из парфениев сохранился. Первые его строки утеряны, и начинается он рассказом о том, как Геракл расправился с сыновьями Гиппокоонта. Состязание девичьих хоров, для которого написан парфений, происходит в Спарте, где все прекрасно знали миф о Гиппокоонте. За историей следует мораль.

Жанр парфения ушёл вместе с Алкманом. Но сама хоровая поэзия продолжала жить. В конце VII — начале VI в. до н. э. был знаменит поэт Стесихбр (прозвище, означающее «устроитель хоров»). К сожалению, от его песен остались только небольшие фрагменты. Известна такая история: однажды Стесихор написал песню о том, как Елена сбежала в Трою с Парисом, — и ослеп. Пришлось ему сочинить палинодию («обратную песнь») о том, что не Елена была с Парисом в Трое, а только призрак её; сама же красавица будто бы переждала Троянскую войну в Египте:

Не по правде гласит преданье:
Не взошла ты на палубу судна,
Не плыла ты в Пергам троянский.

(Перевод Я. Э. Голосовкера.)

назад
в начало
  1  2  3  4  5  6  главная
далее

Hosted by uCoz