|
|
|
Греческий воин. VI в. до н. э.
А вот что мог он сказать в злобе:
Нежною кожею ты не цветёшь уже:
Вся она в морщинах...
|
Или
От страсти трепыхаясь, как ворона...
|
Из текстов Архилоха можно узнать,
что он беден и потому вынужден служить наёмником; что он склонен
к любовным утехам и при этом воинственно-мстителен («И даром не
спущу ему я этого»); что у него есть враг-клятвопреступник («И
клятву ты великую забыл, и соль, и трапезу...»). Многие учёные
не сомневались, что автор правдиво нарисовал свой портрет. Но
вот что странно: те же черты можно обнаружить и у другого знаменитого
автора ямбов — Гиппонакта, жившего на сто лет позже Архилоха.
Он тоже беден:
Гермес Килленский,
Майи сын, Гермес, |
милый!
|
Услышь поэта!
Весь в дырах мой плащ, |
дрогну.
|
Дай одежонку
Гиппонакту, дай обувь! |
Насыпь червонцев
шестьдесят в мошну |
веских!
|
|
(Перевод
Вяч. И. Иванова.)
|
Он тоже сладострастен, ревнив и мстителен:
Пускай близ Салмидеса ночью
темною |
Взяли б фракийцы его |
Чубатые, — у них он настрадался
бы, |
Рабскую пищу едя! |
................................................................ |
Рад бы я был, если б так |
Обидчик, клятвы растоптавший,
|
мне предстал,
—
|
Он, мой товарищ былой!
|
|
(Перевод В. В. Вересаева.)
|
И самое поразительное, что и Гиппонакт,
по античному преданию, довёл до самоубийства двух человек — скульпторов,
создавших его нелестное изваяние. Едва ли это простое совпадение.
Скорее всего автору ямбов полагалось быть именно таким.
|
Лесбиянка
- жительница острова Лесбос в Эгейском море, где был кружок
знатных женщин, изучавших науки и искусства.
В поздней античности появился целый сборник стихов в подражание
Анакреонту, а за ним и понятие анакреонтики. В России анакреонтика
была в моде в XVIII - начале XIX в. |
|
|
|
|
|