ЕВРИПИД
(около 484-406 до н. э.)
В науке есть мнение: Еврипид был разрушителем
трагедии как жанра. Действительно, он придал трагедии такие черты,
которые полностью изменили её облик. Проследить это можно на одной
из самых знаменитых трагедий Еврипида — «Медея» (431 г. до н.
э.).
Сюжет «Медеи» восходит к мифу об аргонавтах.
В маленьком городе Иолке жил царевич Ясон. И был у него дядя,
брат его отца, по имени Пелий. Пелий сверг своего брата с престола,
а Ясона отправил к кентавру Хирону учиться искусству врачевания.
Когда Ясон вернулся в Иолк, Пелий послал его в Колхиду (Западная
Грузия) за золотым руном — шкурой золотого барана. Для похода
был выстроен корабль «Арго». Добыть руно Ясону помогла дочь царя
Колхиды Ээта, колдунья Медея. Она полюбила Ясона и бежала с ним
в Иолк С помощью хитростей Медеи Пелий был страшно наказан, но
его наследник прогнал Ясона с Медеей из города.
Действие трагедии Еврипида происходит
в Коринфе, где нашли приют Ясон, Медея и двое их детей. Ясон расторг
брак с Медеей и женится надочери коринфского царя Креонта. Об
этом зрители узнают из пролога. А весь захватывающий сюжет трагедии
строится на нескольких диалогах Медеи — с Креонтом, Ясоном и Эгеем,
афинским царём. Первая беседа — с Креонтом, объявившим Медее,
что ей придётся уйти в изгнание вместе с детьми. Она умоляет:
Дай день один мне сроку: не решила,
Куда идти, ещё я, а детей
Кто ж без меня устроит?
Выше этих Забот Ясон.
(Здесь и далее перевод И. Ф. Анненского.)
|
Отсрочка нужна Медее для мести — она
хочет убить своих обидчиков. Нужно только заручиться поддержкой
того, кто сможет затем дать ей кров и защиту.
По мифу, Медея — колдунья. Еврипид
сделал из неё красноречивую умницу — софистку (см. статью «Ораторы
Древней Греции»); ведь софистические ухищрения были ему ближе
и понятнее колдовских. Когда появляется Эгей, происходит третья,
решающая беседа. Эгей обещает Медее приют и защиту, тем самым
подтолкнув её к задуманному убийству — не только врагов, но и
собственных детей:
Я передам теперь, какое зло
Глядит в глаза Медее после...
Я Должна убить детей.
И их не вырвет У нас никто.
Сама Ясонов с корнем
Я вырву дом.
|
Беседа четвёртая — снова с Ясоном
— вся соткана из обмана: Ясон позволяет детям прийти в его новый
дом с дарами. Дары эти смертоносные, невеста-царевна и Креонт
гибнут. Об этом рассказывает вестник. Медея убивает обоих сыновей.
Её последняя беседа с Ясоном происходит, когда Медея уже вне досягаемости:
сидя с телами детей на колеснице бога Гелиоса-Солнца, своего деда,
она глумится над рыдающим Ясоном:
Ясон. О, ради богов...О, дай мне
Их нежное тело Обнять... только тронуть.
Медея. Ты просишь напрасно.
|
«Медея» Еврипида — захватывающая трагедия.
Увлекательны и сюжеты Софокла, но их напряжённость рождается из
столкновения внешнего по отношению к герою и внутреннего: в «Царе
Эдипе» — это подлинный ход событий и ошибочное представление Эдипа
о своей жизни; в «Антигоне» — указ верховного владыки и представление
Антигоны о высшей справедливости. А сюжет «Медеи» построен на
столкновении страстей в душе героини. Любовь к детям борется с
жаждой мести, а зритель следит за тем, как месть побеждает и приводит
Медею к страшному решению. Внешние события (разговоры с Ясоном,
Креонтом и Эгеем) не определяют эту борьбу — они только ускоряют
развязку.
Для того чтобы раскрыть внутреннюю
жизнь героев, Еврипид обращается к средствам лирики. Как Сапфо
(см. статью «Дренегреческая лирика»), Медея точно именует свои
чувства и состояния: «О, злы мои страданья...»; «О, горе! О, муки
и вы, бессильные стоны!». Она беседует с собой и с тем вместилищем
чувств, которое греки называли словом «тимос» («сердце», «душа»,
«дух»): «Что ж это я задумала?»; «Ты, сердце, это сделаешь». В
партиях хора Еврипид использует ещё один приём лирики: показывает
чувство через образ божества:
Когда свирепы Эроты,
Из сердца они уносят
Всю сладость...
О, пусть никогда Киприды
Ужасной не слышу в сердце,
С грозой её ярых ударов,
С бурей ссор ненавистной,
С желаньем чужого ложа!
|
|
Киприда
— одно из имён богини любви Афродиты. |
Как и в «Медее», действием движет
внутренняя борьба — только не двух страстей, а страстей и разума.
Федра не может победить рассудком свою любовь. Но смысл трагедии
глубже. Её главный герой — не порочная Федра, а невинный Ипполит.
Почему же он гибнет? Возможно, Еврипид хотел показать, что положение
человека в мире вообще трагично, потому что мир этот устроен без
логики и смысла — им правят своенравные силы, которые Еврипид
облёк в образы богов: Артемиды, целомудренной покровительницы
целомудренного Ипполита, и Афродиты, чувственной его противницы.
А может быть, Еврипид, напротив, полагал, что в мире царит гармония,
равновесие сил, а страдает тот, кто его нарушает, пренебрегая
страстью в угоду разуму, как Ипполит, или не слушая разума в ослеплении
страсти, как Федра.
назад
в начало
главная
далее
|