СОФОКЛ
(около 496—406 до н. э.)
Один молодой афинянин обратился в
суд. Он утверждал, что его одряхлевший отец выжил из ума и потому
не может распоряжаться имуществом семьи. Старик не стал оправдываться—он
лишь прочёл судьям только что законченную трагедию. После этого
спор был сразу решён в его пользу, а сына признали бессовестным
лжецом. Трагедия называлась «Эдип в Колоне», а старика звали Софокл.
Свою последнюю трагедию Софокл не
успел увидеть в театре — внук поэта поставил её уже после его
смерти. А всего за долгую жизнь Софокл написал более 100 драматических
произведений. Правда, полностью сохранилось только семь.
Как и другие греческие трагики, Софокл
брал сюжеты из мифов. Со сказаниями о Троянской войне связаны
«Аякс», «Электра» и «Филоктет»; «Трахинянки» — трагедия о Геракле.
А в основе пьес «Царь Эдип», «Эдип в Колоне» и «Антигона» лежит
миф о проклятии, преследующем правителей города Фивы.
В трагедии «Царь Эдип» Софокл не рассказьвает
зрителю всю историю Эдипа. Его интересует только самый конец,
как Эдип ищет среди фиванцев убийцу царя Лая и находит — себя
самого. Трагедия начинается беседой Эдипа с фиванцами. Все напуганы:
Зачем мы здесь? Ты видишь сам:
наш город
Добычей отдан яростным волнам;
С кровавой зыбью силы нет бороться,
Нас захлестнула с головой она!
(Здесь и далее перевод Ф. Ф. Зелинского.)
|
Речь идёт не о морской буре, а о страшной
болезни. Греческие поэты часто заставляют героев выражать мысль
не прямо, а с помощью метафоры — скрытого сравнения. Подоспевший
ответ Аполлона тоже метафора: «...Заразу града, вскормленную соком
/ Земли фиванской, истребить, не дав / Ей разрастись неисцелимой
язвой». «Зараза» — не чума, поразившая город, а живущий в городе
убийца прежнего царя. Эта метафора для греков была наполнена глубоким
смыслом: считалось, что всякий убийца запятнан ужасным грехом
и с ним нельзя соприкасаться, чтобы не оскверниться. Эдип немедленно
начинает поиски преступника. Он надеется на помощь слепого прорицателя
Тиресия. Однако тот упорно просит об одном: «Вели уйти мне; так
снесём мы легче / Я — своё знанье, и свой жребий — ты». Эдип возмущён:
он подозревает, что Тиресий если не убийца, то его пособник. Несправедливые
обвинения заставляют прорицателя вымолвить правду: «...Земли родной
лихая скверна — ты!».
|
Миф об Эдипе,
как и большинство других, имеет несколько вариантов. Например,
согласно одному из них, маленького Эдипа пустили в плетёной
корзине по морю, и волны прибили её к Коринфу. |
Софокл.
Отношение Эдипа к Тиресию вызывало
у тогдашних зрителей ещё большее негодование, чем у нынешних.
Нас с вами может покоробить жестокость сильного по отношению к
слабому и беспомощному (ведь Ти-ресий слеп), неуважение молодого
к старому. А греков возмущало непочтение простого смертного, хоть
и царя, к прорицателю. В Греции прорицатели считались особенными
людьми — их устами говорили сами боги. Не уважать прорицателей
было почти так же дурно, как не уважать богов. Людей, не имевших
трепета перед богами и их пророками, презирали и могли даже привлечь
к суду.
Не больше почтения к пророчествам
питает и царица Иокаста. Она видит, как разгневан Эдип, и хочет
успокоить его: прорицатели, дескать, часто ошибаются. В доказательство
Иокаста рассказывает, что прежнему её мужу Лаю пророчили смерть
от руки сына, а убил его случайный прохожий. Тогда Эдип вспоминает
давно забытую ссору на дороге и понимает, что Иокаста говорит
ему об убийстве, которое когда-то совершил он сам.
Эдип в отчаянии: выходит, именно он
оскверняет Фивы и должен уйти! Но куда? Он боится вернуться в
Коринф, потому что родителями по-прежнему считает Полиба и Меропу
и помнит старое пророчество: ему суждено убить отца и жениться
на матери.
Но гонец, посланный из Коринфа, извещает
о смерти царя Полиба. Теперь Эдип может занять его трон. Однако
он думает не о власти, его занимает совсем другое: если Полиб
умер своей смертью, значит, страшное пророчество, от которого
он скрывался, не сбудется:
Жена, жена! И стоит ли считаться,
С пифийским Феба очагом, иль с криком
Невнятным птицы над главой людей?
Они судили мне отца убийство —
И вот он умер, схоронен в земле,
А я, беглец, к мечу не прикоснулся!..
|
назад
в начало 1
2 главная
далее