С. Ставцева. Эскиз костюмов к комедии
Аристофана «Лягушки»
Если в комедии «Облака» Аристофан
вместе со зрителями потешается над здравствующим ещё Сократом,
то в «Лягушках» (405 г. до н. э.) он тревожит прах великих трагиков
— Эсхила и Еврипида; со дня смерти последнего к моменту постановки
«Лягушек» прошло всего около года. Сюжет комедии такой. Бог Дионис
в сопровождении своего раба Ксанфия в поисках настоящего поэта
спускается в царство Аида. Там он встречает Эсхила с Еврипидом,
устраивает между ними состязание в поэтическом искусстве и обещает
победителю вернуть его на землю. Победителем оказывается Эсхил,
который в конце комедии и покидает царство мёртвых. Комедия делится
на две части: первая — это приключения трусливого Диониса и его
раба на пути в Аид. Здесь всё строится на приёме переодевания
и подмены персонажей. Сам Дионис одет Гераклом, он с палицей и
в львиной шкуре. Понятно, зачем ему такой наряд, — он хочет выдать
себя за героя, которому удалось спуститься в Аид (за Кербером)
и вернуться. Время от времени этот лже-Геракл заставляет действовать
вместо себя раба Ксанфия — когда быть Гераклом становится не почётно,
а опасно. Например, страж подземного царства, увидев лже-Геракла,
накидывается на него с побоями — мол, ты, негодяй, увёл у меня
мою любимую собачку Кербера.
Еврипидова критика справедлива: почти
все означенные недостатки у Эсхила есть. Такова же встречная критика
Эсхила. В самом деле, Еврипид заменил «величавых героев — и Патроклов,
и Тевкров с душой, как у льва» — вполне живыми людьми, хотя и
царского чина, со слабостями и даже пороками. Действительно, он
снизил героический возвышенный язык до разговорного, хотя и не
лишённого софистической изощрённости. Это имеет в виду Эсхил,
когда говорит, что Еврипид научил афинян «без толку болтать, без
умолку судачить и спорить». А когда Эсхил сетует, что его противник,
«как шлюха, натаскал со всех сторон... заплачки, плясы, всё он
обобрал», то это означает, что Еврипид, в отличие от Эсхила, использует
в своих трагедиях фольклорные мелодии.
В конце спора два трагика анализируют
тексты друг друга:
Эсхил. А как же ты прологи строишь?
Еврипид. Расскажу. И если слово лишнее разыщешь ты
Иль повторенъе, смело мне в глаза наплюй!
Еврипид (читает). «Счастливейшим из смертных был Эдип сперва...»
Эсхил. Свидетель Зевс, неверно!
Был несчастнейшим.
Ещё не родился он и не начал жить,
А Феб отца зарезать предсказал ему.
Так почему ж зовёшь его счастливейшим?
Еврипид. «...А после стал среди людей несчастнейшим...»
Эсхил. Да нет, несчастным был и оставался он.
Ещё бы: чуть родился, в стужу зимнюю
На черепице выбросили мальчика,
Чтоб, выросши, не стал отцеубийцей он...
Еврипид. Всё брешешь, я прологи хорошо пишу.
|
Эсхил и Еврипид спорят не только о
литературной форме — это спор о содержании и воспитательной функции
литературы. И похоже, здесь Аристофан — что нехарактерно для него
— дал понять, какова его собственная точка зрения. Ведь он сделал
победителем Эсхила, творца высоких образцовых героев, способных
научить афинян лучшему, а не Еврипида, чьи образы, по мнению комедиографа,
только оправдывают худшие человеческие проявления.
Аристофан любил фантазировать: то
город между небом и землёй покажет («Птицы»), то полновластное
правление женщин («Лисистрата») — потем временам это было ещё
менее реально, чем город в воздухе, — то путешествие к богам на
громадном навозном жуке («Мир»). Были во времена Аристофана в
Афинах и другие комедиографы, но их произведения дошли до нас
лишь во фрагментах. А затем комедия начала меняться.
И. М. Рабинович. Эскизы костюмов
к комедии Аристофана «Лисистрата».
назад
в начало 1 2
главная
далее