Такое разделение называется дихотомическим
(буквально — «разрезающим надвое»). Благодаря дихотомии получается,
например, определение софиста как спорщика, наживающего себе красноречием
богатство (в это определение входит второй столбец).
Кроме диалектики Платон владел ещё
одним искусством — он сочинял мифы. Среди них миф о двуполых шарообразных
существах, живших когда-то на земле. У них было по четыре руки
и четыре ноги и по два лица, глядевших в противоположные стороны.
Эти существа обладали такой силой, что хотели отобрать власть
у богов. Чтобы усмирить и успокоить их, Зевс разрезал каждое пополам.
«И вот когда тела были таким образом рассечены пополам, каждая
половина с вожделением устремилась к другой своей половине, они
обнимались, сплетались и, страстно желая срастись, умирали от
голода и вообще от бездействия, потому что ничего не хотели делать
порознь». Этот миф объясняет природу любовного влечения человека.
Мифы Платона изящны и поэтичны — наверное, потому, что здесь он
давал волю своему литературному дару. И ещё они полностью соответствуют
своему назначению — объяснять необъяснимое: почему люди питают
друг к другу страсть, почему цикады всё время поют и т. п.
Колесница. Гравюра XVIII в.
А иногда Платон рассказывал о том,
что видел и понимал лишь он один. Платон считал, что за небесным
сводом есть область, где находятся безупречные прообразы всех
вещей земного мира. Эти прообразы он называл эйдосами или идеями
(по-гречески оба слова означают «вид»). Только эйдосы, полагал
Платон, и существуют на самом деле, это подлинники, а всё земное
— их копии. Чтобы помочь представить эту невиданную область эйдосов-идей,
Платон опять подчиняется своему темпераменту поэта. Он творит
миф на основании одного образа — образа души как крылатой колесницы
с возничим и двумя конями: «У богов и кони и возничие все благородны
и благородных кровей, а у остальных они смешанного происхождения...
Один (конь. — Примю. ред.) прекрасен, благороден... а другой конь
ему противоположен...». Божественные души легко поднимаются под
самый небесный свод, выходят наружу и становятся «на хребте неба:
они стоят, а небесный свод несёт их в круговом движении, и они
созерцают то, что за пределами неба». Там божественные души видят
Красоту, Справедливость, Знание. А душам смертных мешают их кони:
голова возницы ещё может подняться над небесным сводом, но кони
тянут вниз. От того, много ли увидела душа в занебесной области,
зависит её будущая судьба: «...душа, видевшая всего больше, попадёт
в зародыш будущего любителя мудрости и красоты... вторая за ней
— в царя. третья — в государственного деятеля». А душа, увидевшая
меньше всего, вселяется, по убеждению Платона, в тирана. Платон
всегда рассказывает о труднопостижимых вещах. Когда он пользуется
логическими доказательствами, он рациональный мыслитель, когда
рисует образные картины — художник. Прозу Платона можно назвать
и философской, и художественной. К числу художественных приёмов
относятся и завязки его диалогов. Благодаря завязкам легче погрузиться
в сплетение платоновских образов и мыслей. Вот как начинается
диалог «Федон»:
Эхекрат. Скажи, Федон, ты сам был
подле Сократа в тот день, когда он выпил яд в тюрьме, или только
слышал обо всём от кого-нибудь ещё?
Федон. Нет, сам, Эхекрат.
Эхекрат. Что же он говорил перед
смертью? И как встретил кончину? Очень бы мне хотелось узнать...
Федон — ученик Сократа, а Эхекрат
— его знакомый, тоже философ. Эта завязка помогает войти в рас-суждение
о самом главном и таинственном для человека — о смерти. По просьбе
Эхекрата Федон пересказывает последнюю беседу с Сократом. Пересказ
«в лицах» и составляет содержание диалога. «Приходим мы к тюрьме,
появляется привратник, который всегда нам отворял, и велит подождать
и не входить, пока он сам не позовёт... Спустя немного он появился
снова и велел нам войти. Мы увидели Сократа, которого только что
расковали, рядом сидела Ксантиппа (жена Сократа. — Прим. ред.)
— ты ведь её знаешь — с ребёнком на руках... Сократ сел на кровати,
подогнув под себя ногу, и потёр её рукой. Не переставая растирать
ногу, он сказал...». Так предваряется последний разговор Сократа
с Федоном и двумя другими философами. Пришедших поражает лёгкость,
с которой Сократ относится к ожидающей его смерти. Это и определяет
весь ход их беседы: «Я хочу теперь объяснить, почему, на мой взгляд,
человек, который действительно посвятил жизнь философии, перед
смертью полон бодрости и надежды обрести за могилой величайшие
блага». Смерть, объясняет Сократ, — это отделение души от тела.
Для философа тело — бремя, потому что он занят познанием истины,
а для этого нужен один бестелесный разум. Следовательно, философ
радостно ждёт избавления от телесного бремени.
|
Вот миф
о цикадах, сочинённый Платоном. Когда появились музы, люди
необычайно восхитились их пением. Настолько, что перестали
есть и пить, а только слушали и пели сами. Так в самозабвении
они умирали. От этих людей и пошли цикады. Родившись, они
не прикасаются к воде и пище, а лишь поют. После смерти
цикады рассказывают музам, кто из людей какую чтит своим
искусством. |
Рафаэль. Афинская школа, фреска.
1510—1511 гг.
Логика Сократа безупречна, но собеседники
сомневаются: может быть, «расставшись с телом, душа уже нигде
больше не существует, но гибнет и уничтожается в тот самый день,
как человек умирает». В ответ Сократ приводит четыре доказательства
бессмертия души и делает важный вывод, который касается человеческой
нравственности: «Раз выяснилось, что душа бессмертна, для неё
нет, видно, иного прибежища и спасения от бедствий, кроме единственного:
стать как можно лучше и как можно разумнее. Ведь душа не уносит
с собою в Аид ничего, кроме воспитания и образа жизни, и они-то,
говорят, доставляют умершему либо неоценимую пользу, либо чинят
непоправимый вред с самого начала его пути в загробный мир».
Завершают диалог сцена смерти Сократа
и слова Федона, возвращающие к завязке: «Таков, Эхекрат, был конец
нашего друга, человека — мы вправе это сказать — самого лучшего
из всех, кого нам довелось узнать на нашем веку, да и вообще самого
разумного и самого справедливого».
Титульный лист книги Платона. Издание
1588 г. Лион.
Каждый отдельно взятый диалог Платона
истолкованию поддаётся, а вот цельной философской системы у него
нет. Некоторые учёные, правда, считают, что систематически собственную
философию Платон излагал не в диалогах, а только ученикам в своей
школе. Школа эта называлась Академией, потому что располагалась
в роще, посвящённой афинскому мифологическому герою Академу. Роща
существует и поныне — теперь это небольшой скверик в одном из
непрестижных районов Афин. Ещё меньше, чем от Академии, осталось
от «неписаного» учения Платона. Зато диалоги его живы.
назад
в начало 1 2
главная
далее