Энциклопедия. Всемирная литература.

Часть первая. От зарождения словесности до Гёте и Шиллера.

Электронная библиотека Сафоновского Колледжа Информационных Технологий . Методическое пособие

ПЛАВТ
(около 250—184 до н. э.)

Тит Макций Плавт творил в эпоху, когда Рим превращался в мировую державу и упрочивал связи с более цивилизованными государствами. Он был ребёнком, когда произошло событие, с которым традиция связывает зарождение римской литературы: появился вольный латинский перевод «Одиссеи» Гомера (а также греческих трагедий). Автор этого перевода грек Ливии Андроник писал и пьесы, первые постановки которых принято относить к 240 г. до н. э.

Вскоре после этого (во второй половине III в. до н. э.) начинается литературная деятельность Гнея Невия, который писал комедии, обращаясь к греческим оригиналам, но не к политически-злободневной древней комедии Аристофана, а к более близкой по времени и насыщенной понятными сюжетами новоаттической комедии Менандра. Такая комедия называлась паллиатой (от греч. «паллий» — «плащ»).

Сиена из римской комедии. Гравюра XVIII в.

В. П. Комардёнков. Эскиз костюма к комедии Плавта «Близнецы».

О реальных фактах биографии Плавта известно мало. Но не вызывает сомнений то, что его жизнь была всецело связана с театром. Его третье имя-прозвище — Плавт — означает «плоскостопный». Комедийные актёры носили плоскую обувь на низких каблуках в отличие от актеров трагедии, появлявшихся в обуви на очень толстой подошве — котурнах. У второго его имени, Макций, есть и другой вариант — Макк. Такое имя носил персонаж италийской народной комедии — ателланы (от названия города Ателлы в Южной Италии). Её сюжет обычно состоял из ряда балаганных сценок, которые разыгрывали несколько основных персонажей. Плавт, испробовавший свои силы в роли актёра ателланы, стал создавать пьесы, обеспечивающие простор для деятельности и драматурга, и режиссёра, и актёра, — паллиаты.

Он достиг в этом небывалого успеха. Комедии Плавта вызывали неизменные симпатии зрителей, а литературные последователи пытались ему подражать. Наиболее известны «Клад» (или «Горшок»), «Псевдол» (или «Раб-обманщик»), «Куркулион» (или «Проделки парасита»), «Два Менехма» (или «Близнецы»), «Хвастливый воин», «Амфитрион» и «Пленники». Действие их происходит в греческих городах, а герои, носящие греческие имена, подчёркивают, что Рим и Италия — для них чужие, иностранные земли. Однако подробности римской жизни, римского быта, римских законов вводятся в сюжет так настойчиво, что становятся непременной частью всех без исключения комедий; более того, это один из способов достижения комического эффекта. Название одной из лучших пьес — «Псевдол» — составлено из греческого и римского слов (от греч. «псевдос» — «ложь» и лат. dolus — «хитрость»).

Действие комедии происходит в Афинах. Сын состоятельного афинянина Симона — Калидор — получает письмо от своей подруги Фени-кии, которая находится у сводника Баллиона, торговца живым товаром. Смысл письма в том, что торговец продал её македонскому воину и уже получил задаток в 15 мин (мина — денежная единица). Юноше, для того чтобы выкупить Феникию, необходимо внести 20 мин раньше, чем посланцы воина вернутся с оставшейся частью денег и увезут девушку.

Денег ни у Калидора, ни у его раба Псевдола, естественно, нет. А в долг юноша взять не может, поскольку законы здесь царят римские: человек, не достигший 25-летнего возраста, не имеет права заключать сделки с ростовщиками.

Калидор переходит от отчаяния к надежде с такой скоростью, что это не может не вызвать смеха. Псевдол успокаивает юношу так:

Не бойся, не покину я влюблённого:
Путём ли, не путём ли, а уж как-нибудь
Тебе добуду денежную помощь я.
Откуда это будет, я не знаю сам,
А только будет...

(Здесь и далее перевод А. В. Артюшкова.)

«Как-нибудь» — это, конечно, с помощью каких-то уловок Облик сводника Баллиона, появляющегося в следующей сцене, должен вызвать у зрителя кроме насмешки и презрения ещё и искреннее сочувствие действиям Псевдола.

Основная черта Баллиона — жадность. Он готов уступить девушку Калидору, если воин не доставит оставшиеся 5 мин. Смысл этого хода прост: вместо 20 мин он получит 35. Забегая вперёд, скажем, что именно столько он и потеряет.

  Чтобы обеспечить успех своим пьесам, некоторые создатели иногда приписывали их авторство Плавту. Поэтому к концу I в. до н. э. под именем Плавта было известно уже 130 комедий. Однако римский учёный Варрон (116—27 до н. э.) после тщательного анализа языка и стиля признал, что лишь 21 комедия бесспорно принадлежит Плавту.

Помпейская мозаика.


назад
в начало  1  2  главная
далее

Hosted by uCoz